Таблица ексель для расчета нмцк 44фз

Содержание
  1. Что такое начальная максимальная цена контракта
  2. На что влияет НМЦК
  3. Методы определения НМЦК по 44-ФЗ
  4. Метод анализа рынка
  5. Нормативный метод
  6. Тарифный метод
  7. Проектно-сметный метод
  8. Затратный метод
  9. Пример обоснования цены контракта по 44-ФЗ
  10. Обоснование нмцк и начальной цены единицы продукции
  11. В каком порядке обосновать НМЦК или НЦЕ
  12. Первый этап. Определите потребность в товаре, работе или услуге. Потребность должна отвечать целям закупки согласно статье 13 Закона № 44-ФЗ
  13. Десятый этап. Внесите сведения в план-график. Если проведете закупку, которой нет в плане-графике, должностное лицо заплатит штраф 30 000 руб. Об этом сказано в части 12 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, части 1.6 статьи 7.30 КоАП
  14. В каких документах обосновать НМЦК или НЦЕ
  15. При обосновании закупок используйте сведения, которые получили на перечисленных выше этапах
  16. Как обосновать НМЦК и НЦЕ в документации
  17. Для обоснования можете использовать форму, которую Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.
  18. Обоснование нормативного метода
  19. Обоснование тарифного метода
  20. Обоснование проектно-сметного метода
  21. Обоснование затратного метода
  22. Обоснование НМЦК при закупке лекарств
  23. Внимание: до 1 октября 2019 года закупать лекарства по цене за единицу нельзя. Обязательно рассчитывайте НМЦК. Об этом сказано в части 8 статьи 2 Закона № 71-ФЗ
  24. Расчет НМЦК выглядит так.
  25. Заказчик обосновывает цену единицы товара, работы или услуги, когда невозможно определить объем продукции. Перечня таких случаев в Законе № 44-ФЗ нет
  26. Пример: обоснование начальной цены единицы услуги
  27. Так, Минфин объяснил право заказчика при расчете НМЦК выбрать не среднюю цену, а минимальную из предложенных.
  28. Есть противоположная административная практика – заказчик обязан применять Методические рекомендации.
  29. Позиция судов тоже неоднозначна.
  30. Начальная минимальная цена контракта по ст. 22 44-ФЗ
  31. Регламентация определения НМКЦ
  32. На что опираться при определении
  33. Методы обоснования по 44-ФЗ
  34. Инструкция по подготовке обоснования
  35. Размещение в ЕИС
  36. Онлайн калькулятор НАИЗ
  37. Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта
  38. Метод сопоставимых рыночных цен
  39. Коэффициент вариации по 44-ФЗ. Пример расчёта, формула
  40. Что такое коэффициент вариации
  41. Правила расчета
  42. Пример расчета

Что такое начальная максимальная цена контракта

Таблица ексель для расчета нмцк 44фз

  1. Закупки 
  2. Справочная 
  3. Заказчикам 

В извещении и документации каждой закупки заказчик должен прописать начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Что это за цена и как правильно ее рассчитать — в нашем обзоре.

В конкурентных закупках заказчик должен установить НМЦК — верхнюю границу цены на закупаемый товар. Если поставщик предложит цену выше этой границы — его заявку не будут рассматривать.

На что влияет НМЦК

От размера НМЦК зависит не только стоимость товара, но и другие особенности закупки, например:

  • Вид закупки
    • Заказчик не может проводить запрос котировок, если НМЦК больше 500 000 рублей.
    • Заказчик не может провести закупку у единственного поставщика, если НМЦК больше 300 000 рублей. У учреждений культуры или других муниципальных учреждений, например зоопарков, библиотек и дворцов культуры, порог таких закупок выше — 600 000 рублей.
  • Срок подачи заявки
    • Если НМЦК больше трех млн рублей, с момента, когда заказчик разместил извещение, до окончания приема заявок должно пройти не меньше 15 дней.
    • Если НМЦК меньше трех млн рублей, с момента, когда заказчик разместил извещение, до окончания приема заявок должно пройти не меньше семи дней.
  • Установление обеспечения заявки
    • В закупках с НМЦК больше одного млн рублей заказчик может потребовать, чтобы поставщик внес обеспечение заявки.
  • Вид антидемпинговых мер

Антидемпинговые меры заказчик применяет, когда поставщик снизил НМЦК больше, чем на 25%. В этом случае:

  • Если НМЦК больше 15 млн рублей, заказчик увеличивает обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза.
  • Если НМЦК меньше или равна 15 млн рублей, заказчик увеличивает обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза или просит поставщика подтвердить добросовестность. Этот поставщик должен доказать, что за три предыдущих года он исполнил три контракта, цена одного из которых больше НМЦК на 20%.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) правительство установило более мягкие требования. В этом случае заказчик должен:

  • попросить поставщика доказать, что за последние три года общая сумма контрактов, которые он исполнил, была больше НМЦК закупки.
  • увеличить обеспечение контракта в 1,5 раза, но рассчитать его не от НМЦК, а от итоговой цены контракта.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

НМЦК нельзя взять с потолка — заказчик должен рассчитать ее и обосновать. Для этого правительство прописало пять методов расчета:

  • метод анализа рынка;
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

В некоторых случаях региональные и местные органы власти, например, муниципалитеты и региональные советы, могут утвердить дополнительные методы расчета.

В зависимости от вида закупки заказчик решает, какой из методов применить для расчета НМЦК. Чтобы найти самую низкую цену, он может использовать несколько методов совместно. 

Метод анализа рынка

Метод анализа рынка или сопоставимых рыночных цен — метод расчета НМЦК, который заказчики применяют чаще всего. При расчете этим методом заказчик должен провести:

Чтобы найти общедоступные цены на закупаемый товар, заказчик может:

Он должен искать цены только на идентичные или однородные товары.

  Идентичные товары Однородные товары
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристикиОдинаковыеКоммерчески сопоставимые
КачествоНе отличаетсяНе отличается
Страна происхожденияОднаОдна
ПроизводителиНе отличаютсяИмеют одинаковую репутацию

Например, если две тротуарные плитки одного производителя изготовлены из одинаковых материалов, имеют одинаковые характеристики, но отличаются по цвету — это идентичные товары. Но если они имеют одинаковые характеристики и сделаны из одного материала, но разными производителями, то это однородные товары.

Также заказчик не должен брать в расчет цены, если:

  • их предложил поставщик, который входит в РНП;
  • он взял их из анонимного источника;
  • они не соответствуют описанию товара;
  • поставщик предоставил их без детального расчета.

Цены из реестра контрактов можно увеличить в зависимости от того, каким способом осуществлялась закупка:

Вид закупки На сколько можно увеличить цену контракта
Конкурсдо 10 %
Аукцион13 %
Запрос котировок17 %
Запрос предложений17 %
Закупка у единственного поставщиканельзя увеличивать цену
  1. Расчет коэффициента отклонения

Для расчета НМЦК заказчик должен использовать не меньше трех цен из разных источников, например, три цены из коммерческих предложений разных поставщиков или пять цен из завершенных контрактов.

Эти цены должны быть однородными — то есть не сильно отличаться в размере. Проверить однородность цен можно при помощи коэффициента отклонения. Для этого заказчик сначала рассчитывает среднеквадратическое отклонение по формуле:

где σ — среднеквадратическое отклонение, Цi — цена, — среднее арифметическое всех цен, n — общее количество цен,

i — номер источника цены.

Только после этого он может вычислить коэффициент отклонения по формуле:
V = (σ / ) × 100

Если коэффициент меньше 33 % — цены можно использовать для расчета НМЦК. 

  1. Расчет НМЦК методом анализа рынка

После того, как заказчик нашел цены и проверил их однородность, он рассчитывает НМЦК по формуле:

где V — количество товара, которое заказчик будет закупать; n — количество цен, которые заказчик использует в расчете;

Цi — цена, которую заказчик использует в расчете, под номером i.

Сократить время на расчет НМЦК поможет Контур.Снаб. Сервис найдет и покажет все цены на закупаемый товар из реестра контрактов. Выбирайте цены из завершенных контрактов или добавляйте собственные — из коммерческих предложений. На их основе сервис автоматически рассчитает НМЦК и сформирует документ-обоснование.

Нормативный метод

Чтобы заказчики не могли закупить товары с ненужными им характеристиками или предметы роскоши, в 44-ФЗ есть положение о нормировании. Нормирование включает:

  • требования к характеристикам закупаемого товара и его стоимости;
  • нормативные затраты заказчика на закупку разных видов товаров или услуг.

В нормативных затратах заказчик может найти предельную цену — максимальную сумму, которую можно потратить на закупку определенного товара. Чтобы рассчитать НМЦК нормативным методом, заказчик умножает количество закупаемого товара на его предельную цену.

где V — это количество закупаемого товара или объем работ,
Ц — предельная цена.

Тарифный метод

Государство регулирует цены на некоторые товары и услуги, например на:

  • водоснабжение и водоотведение;
  • тепло- и газоснабжение;
  • общедоступную электросвязь и почтовую связь;
  • подключение к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • обращение твердых коммунальных отходов.

Если заказчик закупает такие товары или услуги, он должен использовать для расчета НМЦК регулируемые тарифы, которые устанавливает правительство. Эти тарифы можно найти на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Формула расчета НМЦК тарифным методом схожа с формулой нормативного метода:

где V — количество закупаемого товара или объем работ.
Т — регулируемый тариф.

Проектно-сметный метод

Для закупок в строительной сфере заказчики используют проектно-сметный метод расчета НМЦК. Они применяют его, когда хотят:

  • построить, реконструировать или провести капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • провести работы по по сохранению объектов культурного наследия;
  • провести текущий ремонт зданий, сооружений, строений или помещений.

В этих случаях заказчик рассчитывает НМЦК в проектной документации. Для этого он:

  1. Составляет дефектную ведомость со списком и описанием необходимых работ.
  2. Проводит локально-сметный расчет затрат на ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы. Сметные нормативы с ценами работ можно найти на сайте Минстроя. К устаревшим ценам из этих нормативов заказчики применяют индексы изменения, которые правительство устанавливает четыре раза в год.
  3. Готовит проектно-сметную документацию с чертежами и описанием архитектурных, инженерно-технических и технологических решений. 

Эти документы проверяет государственная экспертиза. По результатам экспертизы заказчик получит два заключения:

  • соответствует ли стоимость работ сметным нормативам;
  • соответствует ли проект нормам конструктивной надежности.

Если при проверке в проекте или стоимости работ найдут нарушения, которые можно устранить, документацию отправят на доработку. В этом случае заказчик должен будет устранить все нарушения и повторно отправить документы на проверку.

Если заказчик не согласен с заключением, он может оспорить его в суде.

Затратный метод

Если заказчик закупает товары или услуги по индивидуальному заказу, он не может найти цену на них в общем доступе. Но если он знает все пункты затрат, по которым формируется эта цена, он может рассчитать ее самостоятельно. В этом случае он применяет затратный метод.

Например, заказчик — администрация города. Ей нужно закупить услуги по организации концерта ко Дню Победы.

К организации мероприятия есть большой список требований: от размера сцены до количества артистов, которые должны на ней выступать. Поэтому в реестре контрактов нет идентичных или однородных объектов закупки.

[attention type=yellow]

Чтобы поставщик не смог завысить стоимость услуг, специалист по закупке решает рассчитать ее самостоятельно, применив затратный метод.

[/attention]

Заказчики редко применяют этот метод, ведь, чтобы правильно рассчитать цену, они должны хорошо разбираться в специфике работы поставщика. Они должны учесть все расходы, например, на:

  • оплату работ и услуг;
  • покупку материалов;
  • транспортировку;
  • страхование.

Важно сформировать цену правильно, ведь если заказчик ошибется в расчетах его могут оштрафовать.

Пример обоснования цены контракта по 44-ФЗ

Самый распространенный метод расчета НМЦК — метод анализа рынка. Заказчики, которые применяют этот метод, тратят много времени на поиск общедоступных цен в реестре контрактов. Сократить это время и избежать ошибок поможет авторасчет НМЦК, например, в сервисе Контур.Снаб.

На примере закупки простых карандашей рассмотрим, как рассчитать НМЦК в Контур.Снабе.

  1. Для начала расчета заказчик должен ввести:
  • код закупаемого товара или услуги и его количество;
  • регион закупки;
  • период закупки.
  1. На основе этих данных сервис самостоятельно найдет все цены на товар или услугу из завершенных контрактов. 
  2. Заказчик выбирает из этого списка как минимум три цены, которые сервис будет использовать для расчета НМЦК. Также он может вручную добавить цены из коммерческих предложений. Перед тем, как провести расчет, сервис автоматически проверит выбранные цены на однородность.
  1. Если заказчику нужно закупить несколько товаров или услуг одновременно, он может добавить их в текущий расчет — в сервисе нет ограничения на количество позиций.
  1. Контур.Снаб автоматически рассчитает НМЦК и подготовит отчет-обоснование для всех закупаемых товаров.

Обоснование нмцк и начальной цены единицы продукции

Таблица ексель для расчета нмцк 44фз
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

Рассчитайте и обоснуйте НМЦК или начальную цену единицы продукции методами, которые перечислены в статье 22 Закона № 44-ФЗ.

В обосновании напишите причину, по которой выбрали тот или иной метод, опишите расчет, укажите источники информации о ценах.

Начальную цену единицы обосновывайте, только если объем продукции неизвестен.

В каком порядке обосновать НМЦК или НЦЕ

Начинайте формировать обоснование НМЦК или начальной цены единицы продукции (далее – НЦЕ) с начала планирования закупки. В процесс обоснования входят этапы:

Далее читайте подробнее о каждом этапе.

Первый этап. Определите потребность в товаре, работе или услуге. Потребность должна отвечать целям закупки согласно статье 13 Закона № 44-ФЗ

Второй этап. Установите требования к товарам, работам услугам, которые планируете купить, а также к условиям поставки, выполнения работ, оказания услуг.

Третий этап. Внесите сведения в план закупок. Планы закупок отменят с 1 октября, но на 2019 год заказчики планируют закупки по старым правилам.

Четвертый этап. Исследуйте рынок. Для этого изучите общедоступные источники информации и найдите продукцию, которая отвечает требованиям.

Пятый этап. Опишите объект закупки согласно требованиям статей 23 и 33 Закона № 44-ФЗ. Описать объект закупки помогут рекомендации «Как работать в каталоге товаров, работ и услуг», «Как описать объект закупки по 44-ФЗ».

Шестой этап. Проверьте, есть ли для продукции особые правила расчета НМЦК, НЦЕ:

Седьмой этап. Выберите метод расчета НМЦК, НЦЕ или несколько методов согласно статье 22 Закона № 44-ФЗ.

Восьмой этап. Рассчитайте НМЦК, НЦЕ методом или несколькими методами, которые выбрали.

Девятый этап. Обоснуйте НМЦК или НЦЕ. Подробнее о том, в каких документах и как обосновать НМЦК и НЦЕ, читайте ниже.

Десятый этап. Внесите сведения в план-график. Если проведете закупку, которой нет в плане-графике, должностное лицо заплатит штраф 30 000 руб. Об этом сказано в части 12 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, части 1.6 статьи 7.30 КоАП

Одиннадцатый этап. Перед закупкой уточните расчет НМЦК и обоснование. При необходимости скорректируйте суммы. Например, на размер инфляции или при увеличении налогов.

Двенадцатый этап. Уточненные сведения о цене внесите в извещение и документацию.

Такой порядок описан в пункте 2.2 Методических рекомендаций, которые Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.

В каких документах обосновать НМЦК или НЦЕ

НМЦК или начальную цену единицы продукции обосновывают в плане-графике и в закупочной документации. Кроме того, закупку обосновывают в плане: указывают цель закупки, отвечает ли она требованиям нормирования. Например, если товар входит в ведомственный перечень, то максимальная цена не должна превышать цену в перечне.

Внимание: с 1 октября 2019 года обосновывать закупки в плане и плане-графике не нужно. Но до 30 сентября включительно обосновать закупку – обязанность заказчика. Если не включите в план или план-график обоснование, ответственный сотрудник заплатит штраф 10 000 руб. Вывод следует из пункта 6 статьи 1 Закона и части 2 статьи 7.29.3 КоАП.

При обосновании закупок используйте сведения, которые получили на перечисленных выше этапах

Этап/документПланПлан-графикДокументация
Определите потребность в продукции+
Установите требования к продукции+
Исследуйте рынок++
++
Проверьте, есть ли особые правила+++
Выберите метод расчета++
++
Обоснуйте НМЦК, НЦЕ++

На необходимость обосновать закупку в плане и плане-графике указано в пункте 6 части 2 статьи 17, пункте 2 части 3 статьи 21 Закона № 44-ФЗ. Подробнее смотрите в рекомендации «Как обосновать закупки в планах».

Далее читайте, как обосновать НМЦК и НЦЕ в документации.

Как обосновать НМЦК и НЦЕ в документации

О необходимости обосновать НМЦК и НЦЕ в документации или в извещении сказано в положениях Закона № 44-ФЗ.

Конкурентная закупкаОснование по 44-ФЗ
Пункт 1 части 1 статьи 64
ЗакрытыйПункт 1 части 1 статьи 87
Пункт 1 части 1 статьи 54.3
БумажныйПункт 1 части 1 статьи 50
ЗакрытыйПункт 1 части 1 статьи 50, часть 2 статьи 85
Конкурс с ограниченным участием
ЭлектронныйПункт 1 части 1 статьи 54.3, часть 4 статьи 56.1
БумажныйПункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 56
ЗакрытыйПункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 56, часть 11 статьи 85
ЭлектронныйПункт 1 части 1 статьи 54.3, часть 3 статьи 57.1
БумажныйПункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 57
ЗакрытыйПункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 57, часть 15 статьи 85
ЭлектронныйПункт 2 части 2 статьи 82.2
БумажныйПункт 1 части 1 статьи 73
ЭлектронныйПункт 2 части 6 статьи 83.1
БумажныйПункт 2 части 6 статьи 83

Бумажные закупки заказчик вправе проводить только в исключительных случаях.

Обоснование цены необходимо включить в контракт с единственным поставщиком. Правило действует для закупок по пунктам 3, 6, 9–14, 17, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Для обоснования можете использовать форму, которую Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.

Форма рекомендованная, поэтому применяйте ее на свое усмотрение.

Напишите предмет контракта: поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. Например, поставка бумаги для офиса.

Далее заполните таблицу, которая состоит из полей:

В поле «Основные характеристики объекта закупки» напишите наиболее значимые характеристики. Включать описание объекта закупки полностью не нужно, так как это обоснование цены, а не техническое задание.

В поле «Используемый метод определения НМЦК или НЦЕ с обоснованием» укажите метод, которым рассчитали НМЦК или начальную цену единицы продукции. Если использовали несколько методов, перечислите все. Обоснуйте, почему выбрали тот или иной метод. Например, метод анализа рынка – приоритетный, согласно части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

Нормативный метод используют, если продукцию включили в ведомственный перечень (ч. 7 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование нормативного метода

Расчет НМЦК или НЦЕ тарифным методом используют, если цену на продукцию регулирует государство или муниципалитет (ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование тарифного метода

Рассчитать НМЦК проектно-сметным методом можете, если объект закупки – строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос, текущий ремонт, работы по сохранению объектов культурного наследия (ч. 9, 9.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование проектно-сметного метода

Затратный метод применяют, когда другие методы использовать нельзя или в дополнение к другим методам (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование затратного метода

Есть еще два варианта обоснования НМЦК или НЦЕ. Первый – специальные правила, которые установили органы исполнительной власти согласно части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

Правительство выбирает закупки, для которых порядок расчета НМЦК или НЦЕ определяют федеральные органы власти, а также «Роскосмос» и «Росатом». В настоящее время такой порядок установлен для следующих объектов закупки:

В этих случаях включите в обоснование расчеты согласно нормативным актам, которые приняли органы власти.

Например, при закупке лекарств напишите в обосновании НМЦК:

Обоснование НМЦК при закупке лекарств

Второй вариант – иной метод, который не предусмотрен Законом № 44-ФЗ. В обоснование НМЦК включите обоснование, почему не можете применять методы согласно части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ (ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Внимание: до 1 октября 2019 года закупать лекарства по цене за единицу нельзя. Обязательно рассчитывайте НМЦК. Об этом сказано в части 8 статьи 2 Закона № 71-ФЗ

Обоснование иного метода

В поле «Расчет НМЦК или НЦЕ» полностью опишите, как рассчитали НМЦК или начальную цену за единицу. Например, если использовали метод анализа рынка, напишите:

  • наименование и количество каждой единицы продукции;
  • предложение по каждому источнику ценовой информации;
  • среднюю арифметическую цену на основании всех предложений;
  • коэффициент вариации;
  • расчет НМЦК или НЦЕ по средней цене.

Расчет НМЦК выглядит так.

Заполните поле «Дата подготовки обоснования НМЦК, НЦЕ». Если брали для расчета сведения, которым более шести месяцев, приведите цены к текущему уровню.

Как это сделать, читайте в рекомендации. Такие правила описаны в пункте 3.14 Методических рекомендаций.

В обоснование НМЦК или НЦЕ включите справочную информацию и документы или реквизиты документов, которые использовали для расчета.

Сведения о возможных поставщиках, которые предоставили коммерческие предложения, не указывайте. Оригиналы коммерческих предложений, а также скриншоты храните вместе с другими документами закупки. Об этом сказано в пункте 2.1 Методических рекомендаций.

Заказчик обосновывает цену единицы товара, работы или услуги, когда невозможно определить объем продукции. Перечня таких случаев в Законе № 44-ФЗ нет

Если количество товаров, объем работ или услуг посчитать возможно, рассчитывайте и обосновывайте НМЦК. В противном случае контролеры оштрафуют. Вывод следует из части 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

В каких случаях определить объем продукции возможно, а в каких – нет, заказчик решает самостоятельно. Так как законодательство этот вопрос не регулирует.

Однако в спорных ситуациях придется доказывать контролерам, что действительно не могли посчитать объем продукции. Например, закупаете запасные части.

В этом случае невозможно заранее знать, какие детали автомобиля выйдут из строя и сломаются ли вообще.

А вот потребность в автомобилях, мебели, в строительных материалах по смете известна еще на этапе планирования. При необходимости такую потребность уточняют перед началом закупки.

Для обоснования цены за единицу используйте те же методы, что и для обоснования НМЦК. При этом, кроме цены за единицу, включите в документацию начальную сумму цен единиц и максимальное значение цены контракта.

[attention type=red]

От суммы цен будете вести торги. А максимальное значение – это предел, выше которого закупать продукцию по цене за единицу нельзя. Максимальное значение также используют для расчета обеспечения заявки и контракта.

[/attention]

При расчете цены за единицу, начальной суммы цен и максимального значения цены контракта учитывайте ведомственные перечни и нормативные затраты.

Пример: обоснование начальной цены единицы услуги

Подготовить и подписать обоснование НМЦК или НЦЕ поручите работнику контрактной службы или контрактному управляющему. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика отдельно подписывать обоснование НМЦК. Необходимо утвердить обоснование в составе закупочной документации.

В то же время Минэкономразвития в рекомендуемой форме обоснования указывает подпись контрактного управляющего или работника контрактной службы.

Обязан ли заказчик применять Методические рекомендации? Практика контрольных органов по этому вопросу расходится.

Так, Минфин в письме от 16.06.2017 № 24-01-10/37713 указал, что Методические рекомендации не носят нормативный характер. Этот документ разработали в помощь заказчику.

Так, Минфин объяснил право заказчика при расчете НМЦК выбрать не среднюю цену, а минимальную из предложенных.

Аналогичную позицию высказали специалисты Ульяновского УФАС в решении от 11.01.2016 № 873/03-2015 и Вологодского УФАС в решении от 16.04.2018 № 04-11/57-18.

Есть противоположная административная практика – заказчик обязан применять Методические рекомендации.

Например, решение, предписание Челябинского УФАС от 22.11.2018 № 686-ж/2018 и решение, предписание Тверского УФАС от 17.08.2018 № 05-6/1-195-2018.

Позиция судов тоже неоднозначна.

Часть судов указали, что Методические рекомендации заказчик применять не обязан. Например, решение Замоскворецкого районного суда Москвы от 23.12.2014 № 12-1719/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2015 № Ф07-668/2015, А42-2927/2014.

Однако есть судебная практика, которая говорит о том, что заказчик обязан применять Методические рекомендации, когда обосновывает НМЦК.

Начальная минимальная цена контракта по ст. 22 44-ФЗ

Таблица ексель для расчета нмцк 44фз

Обычно на аукционах торги начинаются с установленной минимальной цены на продаваемый товар. При госзакупках наблюдается обратный процесс, когда в их начале заявляется цена по максимуму.

Это объясняется тем, что в ходе закупочного процесса в конкурентное состязание вступают не покупатели, а продавцы (поставщики, подрядчики, исполнители) закупочных объектов и где в роли единственного покупателя выступает государство. И ему невыгодно, чтобы партнёры по закупке заламывали неподъёмные цены.

Поэтому перед госзакупками на каждый заказываемый вид объектов закупки устанавливается потолок, выше которого поднимать их стоимость непозволительно. НМЦК фиксируется в извещениях о предстоящем проведении закупок, их документации, в первую очередь в плане-графике, приглашениях для участия в закрытых закупках.

Если потенциальный участник закупки решит предложить цену, превышающую установленную, то его заявка попросту не будет рассмотрена.

При этом НМЦК, будучи ценовым потолком будущей закупки, берётся вовсе не с этого потолка. Её размеры базируются на положениях ст. 22 44-ФЗ, а также на Приказе Минэкономразвития России № 567.

Правда, данные положения, помогая определять НМЦК, тем не менее вовсе не обязательны для применения заказчиком. Субъекты федерации вправе разрабатывать собственные рекомендации. Но при этом внутренние контролирующие органы государственного или муниципального уровня осуществляют постоянный контроль за корректным определением и обоснованием НМЦК.

[attention type=green]

Это свидетельствует о важности данного процесса, в котором должен соблюдаться необходимый и зачастую непростой баланс между необходимостью эффективно расходовать бюджетные средства и, с другой стороны, учитывать интересы участников закупки.

[/attention]

При этом могут создаться следующие ситуации:

  1. При занижении заказчиком НМЦК в госзакупках у поставщиков может исчезнуть стимул к участию в закупке, что грозит её непроведением. В подобной ситуации заказчику грозит опасность заключения контракта с недобросовестными партнёрами, которые, согласившись на низкую цену, в ответ поставят некачественный закупочный объект. Установление заказчиком заниженной стоимости чаще всего происходит при использовании цен, уже утративших на момент закупки свою актуальность, или без коррекции на возможную инфляцию.
  2. При завышении НМЦК наблюдается неэффективное использование средств бюджета. Иногда высокая цена привлекает большое число участников закупки, в результате чего их конкурентная борьба в процессе торгов сбивает цену до оптимальной. Однако чаще происходит процесс имитации бурных торгов, которая позволяет снизить цену всего лишь не более чем на 1%.
  3. При точном соответствии заявленной НМЦК рыночной закупка получается взаимовыгодной для участвующих в ней сторон, в результате чего средства бюджета тратятся рационально при надлежащем качестве получаемых взамен объектов закупки. Для участников закупки их выгода выражается в активном участии в торгах.

При определении НМЦК заказчик призван базироваться на принципах:

  • недопущения дискриминации партнёров по закупкам;
  • неограничения конкуренции;
  • эффективного и целевого расходования средств бюджета;
  • уменьшения издержек на заказываемые услуги.

На практике это выливается в применение методик определения и обоснования НМЦК, базирующихся на положениях ч.1 ст. 22 44-ФЗ. Для обоснования данной величины используется расчёт цены, легитимизированный посредством приложения к нему соответствующей информации и документов, которые стали основанием для его выполнения.

Примерная форма обоснования НМЦКОбразец-шаблон обоснования НМЦК

Регламентация определения НМКЦ

Определение НМКЦ регламентируется № 44-ФЗ и Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, которые предлагают механизм его наиболее точной формулировки. Однако в некоторых закупочных сферах имеются свои особенности, которые приходится учитывать при составлении определений.

Закон № 44-ФЗ предусматривает право правительства определять сферы закупочной деятельности, в которых применяется специальный порядок определения начальной цены единицы, а также называть федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации, его устанавливающие.

Так, проведение закупок, которые включаются в состав государственного оборонного заказа, регламентируются ФЗ № 275-ФЗ. В его ст.

7 очерчивается круг основных обязанностей заказчика, в которые входит и требование формирования им начальной (максимальной) цены государственного контракта посредством конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

От заказчика также требуется формировать цену госконтракта при размещении гособоронзаказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании законодательства РФ.

В Постановлении правительства РФ № 847-ФЗ на Минздрав в роли заказчика возлагается обязанность определения методики расчёта НМЦК при закупке изделий медицинского назначения, особенно лекарств. При этом заказчик, кроме НМКЦ, должен ещё и назначать начальную референтную цену за единицу товара, работы, услуги, что выделяется в отдельное понятие закупочной деятельности.

В случае если заявленный закупочный конкурс не состоялся, повторный конкурс предполагает существенное увеличение начальной цены.

На что опираться при определении

Чтобы определить НМЦК, обычно прибегают к общедоступной информации о стоимости товаров, работ, услуг, которая содержится в:

  • выполненных контрактах, свободных от неустоек, штрафов или пени;
  • рекламной продукции, каталогах, проспектах, описаниях товаров и в других аналогичных информационных источниках, обозначаемых гражданским законодательством как публичные оферты;
  • свежих котировках российских и иностранных бирж;
  • актуальных котировках на электронных площадках;
  • государственной статистической отчётности о стоимости товаров, работ, услуг;
  • официальных информационных источниках государственных и муниципальных органов РФ, иностранных информационных источниках государств и международных организаций;
  • сведениях о рыночной цене оценочных объектов, определяемых на законодательной базе РФ или иностранных государств;
  • итогах изучения рынка на основе сведений информационно-ценовых агентств, а также проведённых по инициативе заказчика исследований, в том числе и на основании контракта, если при этом будет раскрыта методология ценового расчёта.

К информации, которую не следует применять для расчёта НМЦК, принадлежат сведения:

  • добытые из анонимных источников;
  • полученные от занесённых в списки недобросовестных партнёров;
  • присутствующие в полученных заказчиком по его запросам документах, которые не соответствуют установленным им критериям;
  • лишённые расчёта стоимости товаров, работ, услуг.

При этом приоритет в формировании полного списка источников информации, применяемой при установлении НМЦК, принадлежит правительству РФ.

Методы обоснования по 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ чётко устанавливает, что НМЦК определяется и обосновывается заказчиком с помощью использования конкретной методологии, применяющей следующие инструменты:

  • метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка применяется при закупках товаров, работ, услуг и базируется на изучении их актуального ценового уровня на рынке;
  • нормативный метод применяется для расчета НМЦК на основе правил, установленных ст.19 ФЗ №44, при условии, что установленная заказчиком НМЦК не может превышать предельных значений, указанных на соответствующих сайтах в интернетовской сети;
  • тарифный метод, применяемый лишь в отдельных конкретных случаях на основе официальных документов в виде законов, распоряжений, постановлений, которые регламентируют величину определённых тарифов;
  • проектно-сметный метод, часто применяемый на практике при закупках, проходящих по сметам капремонта, текущего ремонта, работ, направленных на сохранение культурного наследия, и требующих наличия утверждённой проектно-сметной документации;
  • затратный метод ценообразования, который применяется редко и в случаях, если ни один другой из перечисленных выше методов не работает.

Наиболее востребованным среди перечисленных методов является рыночный анализ, который позволяет наиболее точно определить актуальные рыночные цены и применить их для определения НМЦК.

При отсутствии возможности применения обозначенных в ч. 1 ст. 22 закона № 44-ФЗ методов правомерно использование других. Но одновременно заказчик в обоснование НМЦК обязан внести квалифицированное объяснение невозможности использования указанных выше методов.

Независимо от того, какой метод использует заказчик, от него неукоснительно требуется проведение прозрачных расчётов, основанных на официальной документации и действующих нормативных актах.

Чтобы обосновать НМЦК, заказчик должен собрать сведения о стоимости идентичных товаров, работ, услуг, предлагаемых несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Под идентичными товарами, работами и услугами подразумеваются те из них, которые обладают одинаковыми характеристиками. Незначительные расхождения во внешнем виде товаров могут при этом не учитываться. Установление идентичности работ и услуг сопрягается с деловой репутацией подрядчика или исполнителя на рынке.

Если заказчик не может собрать сведения об идентичных объектах закупки, у него есть возможность получить информацию об однородных объектах, которые квалифицируются в ч. 14-15 ст. 22 44-ФЗ.

[attention type=yellow]

Согласно им, однородные товары лишены идентичности, однако располагают сходными характеристиками и компонентами, позволяющими им выполнять одинаковые функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

[/attention]

А под однородными работами и услугами понимаются такие их виды, которые, не будучи идентичными, располагают похожими характеристиками, позволяющими им заменять друг друга в функциональном или коммерческом плане.

Инструкция по подготовке обоснования

Пошаговый алгоритм действий во время подготовки обоснования НМЦК выглядит следующим образом:

  1. Определение потребности в товаре, работе, услуге в соответствии с целями проведения закупок.
  2. Установление списка требований к планируемым закупочным объектам и условиям их поставки.
  3. Проведение анализа рынка на основе доступных информативных источников.
  4. Создание описания закупочного объекта, отвечающего требованиям ст. 33 44-ФЗ.
  5. Проверка присутствия у планируемых объектов закупки сопутствующих им нормативных правовых актов федеральных исполнительных органов, правительственных актов, правовых актов, нормирующих сферу закупок на основе ст. 19 44-ФЗ.
  6. Выбор одного или нескольких методов определения начальной закупочной цены в соответствии со ст. 22 44-ФЗ.
  7. Формирование обоснования НМЦК на основе требований, изложенных в п. 2.1 Методических рекомендаций.

Размещение в ЕИС

При размещении сведений о НМЦК в единой информационной системе (ЕИС) на её официальном сайте необходимо указывать способ закупки, величину НМЦ и время, остающееся до окончания подачи заявок на участие в закупочных действиях.

Название закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС
Открытый электронный конкурс Любой размер Минимум за 15 рабочих дней
Электронный аукцион Свыше 3 млн. руб.3 млн. руб и нижеБолее 250 тыс. руб. Минимум за 15 календарных днейМинимум за 7 календарных днейМинимум за 7 календарных дней
Запрос котировок биржи на бумажном носителе Не свыше 250 тыс. руб. Минимум за 4 рабочих дня
Запрос биржевых котировок в электронной форме Любой размер Минимум за 5 рабочих дней
Запрос предложений в электронной форме Любой размер Минимум за 5 рабочих дней до проведения запроса

Онлайн калькулятор НАИЗ

Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) разработала работающий в интернете онлайн-калькулятор НМЦК. Пользоваться им достаточно просто, причём в бесплатном режиме.

Онлайн-калькулятор расчета НМЦК от НАИЗ

Расчет НМЦК онлайн основан на методе сопоставления актуальных рыночных цен. Этот сервис даёт возможность рассчитать вариативный коэффициент и среднее квадратичное отклонение от них.

Чтобы воспользоваться калькулятором, необходимо заполнить его форму, указав:

  • название закупочного объекта;
  • его наименование, зафиксированное в ОКПД 2/КТРУ;
  • участников закупки;
  • единицу измерения;
  • количество объектов;
  • среднюю цену;
  • НМЦК.

Поля для заполнения в полной бесплатной версии калькулятора НМЦК от НАИЗ

При правильном заполнении формы калькулятор быстро выдаст итоговое значение.

Специалистам, занимающимся закупочной деятельностью с применением НМЦК, расшифровка этой аббревиатуры не нужна. Без регламентированного законом определения начальной (максимальной) цены контракта не может пройти ни одна госзакупка. И корректное определение этого показателя напрямую влияет на её успех.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта

Таблица ексель для расчета нмцк 44фз

Для унификации подхода к формированию НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта, подписываемого с единственным поставщиком) при выполнении закупок в соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработаны методические рекомендации с методами и формулами расчета. А для участия в государственных торгах нужно составлять обоснование НМЦК. Расчет можно произвести в Excel.

Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:

  • официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
  • сайта госзакупок;
  • сведений информационно-ценовых агентств;
  • статистических отчетов;
  • общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.

При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:

  • объем товара, работ, услуг;
  • срок определения НМЦК, исполнения договора;
  • место поставки;
  • изменение номенклатуры и т.д.

Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.

Выбор конкретного способа зависит от ситуации, исходных данных и других факторов.

Метод сопоставимых рыночных цен

НМЦК рассчитывается на основе информации о рыночных ценах на идентичные или однородные работы, товары или услуги. Собрать необходимые сведения законодатель предлагает следующими способами:

  • отправить запросы не менее чем пяти поставщикам изучаемого товара;
  • опубликовать запрос в ЕИС;
  • найти данные в реестрах контрактов заказчиков;
  • получить информацию из общедоступных источников.

Источники информации должны вызывать доверие и подтверждаться соответствующими расчетами.

Используемая формула:

, где

  • v – объем товара;
  • n – число значений в расчете;
  • i – номер источника ценовой информации;
  • цi– цена товара с номером i.

Рассмотрим пример расчета НМЦК в Excel.

На первом этапе собранные сведения заносятся в таблицу:

Запросы отправлены 5 поставщикам. Получен ответ от трех. Для получения объективной картины нужно не менее 3 цен от разных поставщиков. Это условие выполнено.

Далее нужно проверить однородность совокупности значений выявленных цен, которые применяются при расчете. Рассчитаем коэффициент вариации.

Как рассчитывается среднее квадратичное отклонение, показано на рисунке. Среднюю арифметическую цену считаем с помощью функции СРЗНАЧ (=СРЗНАЧ(E3:G3)). Для расчета коэффициента вариации среднее квадратичное отклонение делим на среднюю арифметическую цену: =I3/H3*100. Показатель не должен превышать 33%. Это условие соблюдено.

Теперь рассчитываем начальную цену контракта. Формула для расчета НМЦК в Excel:

Коэффициент вариации по 44-ФЗ. Пример расчёта, формула

Таблица ексель для расчета нмцк 44фз

Одной из ключевых стадий подготовки закупочной документации становится расчет начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Законодательно предусмотрено несколько способов, с помощью которых можно производить расчеты.

Чаще всего используется метод сопоставимых рыночных цен. При этом итоговая НМЦК должна определяться с учетом коэффициента вариации.

Поэтому всем заказчикам необходимо понять, что включает в себя этот показатель и как его правильно определить.

Что такое коэффициент вариации

Размер НМЦК определяется еще на этапе планирования. Эта сумма должна быть отражена в плане и план-графике. Непосредственно перед подготовкой извещения она корректируется с учетом сложившейся на тот момент экономической обстановки.

Вопросы, связанные с НМЦК рассматриваются в статье 22 44-ФЗ. Методики ее расчета описаны в Приказе Министерства экономики и развития № 567 от 02 октября 2013 года. В этом же документе приводятся правила определения коэффициента вариации.

Разработано несколько методик выявления НМЦК: нормативная, тарифная, проектно-сметная, затратная. Самым приоритетным считается метод сопоставимых рыночных цен.

Именно его рекомендуется использовать при определении стартовой цены. Он предполагает сравнение коммерческих предложений, предоставляемых потенциальными поставщиками по запросу заказчика.

Для проведения такого анализа и применяется коэффициент вариации. Он выражается в процентах.

Под коэффициентом вариации понимается мера относительного разброса предлагаемых цен. Он показывает, какую долю занимает средний разброс цен от среднего значения цены. Этот показатель может принимать следующие значения:

  1. Меньше 10%. В таком случае разница в ценах признается незначительной.
  2. От 10% до 20%. Разброс считается средним.
  3. От 20% до 33%. Разница признается значительной, но допустимой.
  4. Свыше 33%. Данные неоднородны. При расчете НМЦК не допускается использовать данные с коэффициентом вариации свыше 33%.

Для определения коэффициента разработана специальная формула. По ней легко подсчитать параметр, подставив соответствующие данные. Упростить себе задачу можно, используя калькуляторы, которые сегодня широко представлены в интернете. 

Что делать, если коэффициент завышен

Если при расчете коэффициента вариации получилось значение меньше 33%, то выборка признается однородной. Следовательно, полученное значение можно использовать для определения НМЦК. 

Если возникла такая ситуация, что значение коэффициента оказывается выше 33 процентов, тогда потребуется внесение корректировок в используемые данные. Для этого проводится дополнительное исследование рынка.

[attention type=red]

Необходимо собрать коммерческие предложения от большего количества поставщиков и повторить расчет на основе новых данных.

[/attention]

Если собрать дополнительные предложения не получается, можно воспользоваться сведениями из ранее заключенных договоров, которые хранятся в реестре контрактов. 

В крайней ситуации, когда никак не получается добиться нужного коэффициента вариации можно исключить из выборки неподходящие предложения. Вы также можете попросить поставщика указать в своем предложении нужную вам сумму. 

Правила расчета

Методика расчета коэффициента вариации прописана в приказе Минэкономразвития № 567. Согласно действующим нормам заказчик должен направить не менее пяти запросов коммерческих предложений потенциальным поставщикам. Для расчета используются не менее трех предложений, полностью соответствующих требованиям заказчика. 

Стоит отметить, что приказ № 567 не является нормативным актом, следовательно, его исполнение не обязательно. За его нарушение никаких штрафных санкций не предусматривается. Однако во избежание спорных ситуаций заказчика рекомендуется пользоваться именно этими правилами расчета.

Для определения коэффициента вариации применяется следующая формула:

Среднеквадратичное отклонение позволяет определить разброс данных. Для его определения выбирают среднюю цену и меру разброса. Вычислить среднеквадратичное отклонение удается по следующей формуле:

В ситуациях, когда закупка включает в себя одновременно несколько позиций, расчет ведется по каждой из них. Это позволяет выявить товары с наибольшим разбросом цен. 

Пример расчета

Предположим, что государственное учреждение проводит закупку принтеров для собственных нужд. Потенциальным поставщикам были отправлены соответствующие запросы. Было получено четыре коммерческих предложения цен: 2500 рублей, 2800 рублей, 2450 рублей и 2600 рублей.

В первую очередь необходимо рассчитать среднеарифметическое значение цены

Следующим шагом становится расчет среднеквадратичного отклонения

Осталось только рассчитать коэффициент вариации

Полученное значение коэффициента меньше 33%, следовательно, все собранные данные подходят для расчета стартовой цены контракта. Расчет НМЦК и коэффициента вариации оформляются в форме отчета, который становится обязательной частью закупочной документации. 

Коэффициент вариации – важный инструмент, позволяющий оценить правильность ценовых предложений, полученных от поставщиков. Поэтому при составлении документации заказчикам необходимо учитывать правила расчета этого показателя и особенности его применения.

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: