Статья коап рф за тонировку 2021

Содержание
  1. Штраф за тонировку на машине 2021 (статья 12.5 КоАП РФ) (видео)
  2. Нормативные документы на использование тонировки на машине (ГОСТ vs ТРТС)
  3. Штраф за тонировку (предупреждение или минимальный)
  4. Задержание ТС за тонировку (тонировочную пленку)
  5. Как проверить светопропускание стекол (тонировку)
  6. Можно ли избежать штрафа за тонировку
  7. Можно ли заплатить штраф за тонировку со скидкой в 50 процентов
  8. Можно ли ездить со штатной тонировкой и могут ли взять за нее штраф?
  9. Вопрос – ответ на тему «Штраф за тонировку на машине»
  10. о штрафе за тонировку
  11. Новый закон о тонировке в 2021 году
  12. Зачем сменили ГОСТ?
  13. Кто замеряет тонировку?
  14. Размер штрафа
  15. Тонировка в России
  16. Почему запрещена тонировка?
  17. Штраф за тонировку в 2021 году
  18. Важная информация о тонировке
  19. Первоначальные сведения о тонировке
  20. Цель штрафа за тонировку
  21. Нормативно-правовые акты
  22. Размер штрафа по закону
  23. Нормы светопропускания
  24. Что нужно знать о тонировке передних стекол?
  25. Выявление нарушения
  26. Наказание за повторное нарушение
  27. Можно ли избежать наказания?
  28. Тонировка автомобиля с точки зрения закона
  29. Технический регламент
  30. Работает ли это на практике?
  31. Как замеряют степень тонированности стекол
  32. Приборы для замера светопропускаемости стекол
  33. Штраф за тонировку
  34. Штраф за тонировку передних стекол в 2021 году: наказание на сегодняшний день
  35. Что такое тонировка
  36. Допустимые нормы по ГОСТу
  37. Какая тонировка разрешена
  38. Основания для наложения штрафа
  39. Размер взыскания
  40. Как выявить нарушение
  41. Наказание за повтор
  42. Предусмотрена ли скидка при оплате
  43. Как избежать
  44. Что должен знать водитель

Штраф за тонировку на машине 2021 (статья 12.5 КоАП РФ) (видео)

Статья коап рф за тонировку 2021

  Тонировка на машине. К ней можно относиться по-разному, в зависимости от применения и общепринятых норм. …на самом деле это некий баланс между поиском прагматизма и цинизма.

Звучит странно, но весьма точно если вдуматься! Ну, а сейчас, я вместе с вами попробую перебрать все возможные варианты на счет случаев с тонировкой, не только по значимости и ответственности, но и по ассоциативным образам, то есть затронуть даже гипотетически возможные случаи нашей жизни по поводу применения тонировки и возможных наказаний за нее. Начну с банального.

 Во-первых, что приходит в голову на счет самой тонировки, — это практично. Тонировка значительно сдерживает попадание солнечных лучей в салон машины, тем самым сберегая салон от выгорания и перегрева.

 Тонировка элементарно экономит топливо на охлаждение салона при включении кондиционера, если ранее автомобиль стоял на солнцепеке.

Само собой и пассажирам должно быть более комфортно в такой машине!

 Во-вторых, она меняет автомобиль визуально. Темные стекла не просвечивают, кузов становится более «целостным», машина воспринимается по-другому. Кому-то это нравится, а кому-то нет, но тонировка меняет автомобиль визуально, это точно.

 В-третьих, тонировка может стать для кого-то признаком «крутизны», когда она наклеена на лобовом стекле и на передних боковых стеклах. К этому факту большинство относятся презрительно, а на таких «крутых» весьма трудно повлиять адекватными мерами…

На них не оказывают большого изменения ни прогресс, ни многомиллиардными вложения в систему образования. Я же считаю это каким-то признаком дурного воспитания.

[attention type=yellow]

Ну так вот, не важно почему получилось так, что машина не соответствует требованиям по нанесению тонировки на нее, важно что же можно, что нельзя, и что за это может быть. На этих аспектах я далее и сосредоточусь.

[/attention]

 Итак, есть закон, который действует, а иногда даже исполняется.

Нормативные документы на использование тонировки на машине (ГОСТ vs ТРТС)

 Стандарт в том числе и по тонировке, а точнее это ГОСТ 5727-88 разработан аж в далеком 88 году прошлого века, и принят к исполнению в 1990 году. (взамен уже выпущен ГОСТ 32565-2013). Так вот, по этому ГОСТу светопропускание стекол обеспечивающих видимость для водителя, должно быть…

5.1.2.5 Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70% для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади.

При условии установки на ТС двух внешних зеркал заднего вида светопропускание стекол, обеспечивающих обзор водителя сзади, не нормируется.

Светопропускание других (неветровых) стекол и затеняющих полос ветровых стекол в области выше зоны В для транспортных средств категории ГОСТ 32565-2013 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия (с Поправками) и зоны 1 для прочих транспортных средств не нормируется.

 Светопропускание прочих не ветровых стекол не нормируется. Кроме того ветровые стекла, окрашенные и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.  На лобовом стекле допускается затемненная или непрозрачная полоса шириной не более 14 см от верхнего края лобового стекла.

 Есть еще один замечательный документ. «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»» (018/2011), приложение №8. Там тоже можно найти кое-какие требования на счет тонировки, вернее о светопропускании. Смотрим п. 4.3

 Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.

[attention type=red]

Данное требование не применяются к задним стеклам транспортных средств категории M1 при условии, что транспортное средство оборудовано наружными зеркалами заднего вида, которые удовлетворяют требованиям настоящего приложения.

[/attention]

В верхней части ветрового стекла допускается наличие светозащитной полосы, выполненной в массе стекла, либо крепление светозащитной полосы прозрачной цветной пленки: на транспортных средствах категорий M1, M2 и N1, а также L6 и L7 (с кузовом закрытого типа) — шириной не более 140 мм…

4.5. Не разрешается применять стекла, покрытие которых создает зеркальный эффект.

 В итоге, получается аж два документа, все про тонировку и все с очень похожими требованиями. Теперь, наверное, пришло самое время поговорить о критериях ответственности.

Однако из-за двух документов ГОСТ и «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»». Сразу возникает резонный вопрос, — в каком случае и по какому документу будут наказывать?

Штраф за тонировку (предупреждение или минимальный)

Сразу скажу, если бы наши законодатели «сочиняющие» законы и сидящие в правительстве имели бы дело с точными науками, то больших успехов они, пожалуй, не добились. А мы бы это явно ощутили это на себе… Но по пословице «бумага все стерпит» у них получается «и так сойдет».

О чем я? Давайте разберемся, что же получается!? Итак, есть статья 12.5 КоАП РФ и часть 3.1 в котором говорится:

 Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей

Примечание: Здесь имеется виду «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», но по факту ему сейчас пришел на смену «Технические регламент Таможенного союза…», о котором упоминал выше. Штраф будет 500 рублей.

Однако есть еще вопрос. Как же наш ГОСТ? Итак, вполне могут посчитать, что было нарушение ГОСТа, а не Технического регламента.

Если было нарушение ГОСТа, то это можно приравнять к факту нарушения Перечня неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация ТС. (п.7.3) В этом случае пойдет в ход та же статья 12.5 КоАП РФ, но часть 1, а не 3.1.

 Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

То есть если у нас есть условия или неисправности при которых запрещено эксплуатировать ТС, в том числе и «тонировка не по правилам», то за это грозит предупреждение или минимальный штраф.

[attention type=green]

Давайте постараемся отыскать эти неисправности относящиеся к тонировке в списке «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Обратимся к п. 7.

[/attention]

3, о нем уже говорил.

Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88

Получается несколько абстрактная ситуация. Если вы нарушили требования «Технического регламента…», то штраф составит 500 рублей (статья 12.5 КоАП РФ, часть 3.1), если же нарушили требования ГОСТа, то есть п. 7.3 (Основных положений по допуску ТС…), то это предупреждение или штраф составит 500 рублей, но уже по части (статья 12.5 КоАП РФ, часть 1).

Остается еще один вопрос. Могут ли задержать машину за тонировку?

Задержание ТС за тонировку (тонировочную пленку)

Может ли быть задержано ТС на основании 27.13 КоАП РФ за тонировку? Обращаемся к 27.13 и читаем…

 При нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью …частью 2 статьи 12.5 …применяются задержание транспортного средства

 Как вы заметили, в статье 27.13 КоАП РФ упомянута часть 2, применяемая для статьи 12.5 КоАП РФ. А у нас нарушение по части 1 или 3.1 той же статьи. То есть проще говоря, задержание ТС недопустимо! Полицейские ГИБДД не имеют права шантажировать водителя тем, что машину могут забрать на штрафную стоянку.

Как проверить светопропускание стекол (тонировку)

 Я уже буду отталкивались от факта, что светопропускание стекол уже установлено. Если это так, то можно сделать заключение о привлечении к административной ответственности или отказе от этого в отношении водителя.

На самом деле установить светопропускание стекол (тонировки) не так просто. Объем по этой теме довольно значительный, а я не хотели бы «лепить» все в одну кучу.

В связи с чем, этой тематике будет посвящена отдельная статья, которую я и рекомендую вам почитать.

Можно ли избежать штрафа за тонировку

 Вопрос этот сложный, так будет сплетен из «ноток» закона и из вашего личного общения с инспектором ГИБДД. Скажем сразу, что если штраф будут выписывать по статье 12.5 часть 3.1 КоАП РФ, что скорее всего штрафа не избежать.

Так как эта часть просто не предусматривает предупреждения. Если же вам удастся склонить инспектора, что данное правонарушение можно трактовать и по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, как нарушение «Основных положений…», то здесь можно уже сослаться и на альтернативу о предупреждении.

Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ предусматривает такую норму.

Можно ли заплатить штраф за тонировку со скидкой в 50 процентов

С 2016 года правительство ввело новую статью в КоАП РФ — 32.2. Теперь у добросовестных водителей, осознавших вину, появилась возможность оплатить штраф со скидкой в 50 процентов. Для этого необходимо соблюдать лишь срок оплаты штрафа.

Обычно это время с момента появления штрафа в базе данных ГИБДД, до 20 дня с момента составления протокола. Надо заметить, что не все нарушения (штрафы) подпадают под эту статью, но штраф за тонировку вполне может быть оплачен со скидкой.

Более подробно об оплате штрафов со скидкой можно узнать из статьи «Как заплатить штраф со скидкой в 50 процентов».

Можно ли ездить со штатной тонировкой и могут ли взять за нее штраф?

 Еще один парадоксальный вариант, когда тонировка не проходит по светопропускаемости, но она на машине с завода, то есть заводская тонировка.

В этом случае говорить о каком-то штрафе не приходится, так как в машину не были внесены какие-либо изменения, а ТС на момент выпуска с завода должно было соответствовать всем нормам для выпуска машины на дороги общего пользования.
 То есть за заводскую тонировку штраф взять не могут!

Вопрос – ответ на тему «Штраф за тонировку на машине»

Вопрос:  Какой будет штраф за тонировку ветрового и (или) передних боковых стекол?
Ответ: Если это тонировка со светопропусканием в диапазоне от 75 процентов до 70, то здесь по нормам закона будет считаться нарушение п. 7.

3 (Основных положений по допуску ТС). Штраф составит 500 рублей (12.5, часть 1 КоАП РФ). В случае если светопропускание менее 70 процентов, то это нарушение можно квалифицировать как нарушение тех регламента, то есть штраф – 500 рублей (12.

5, часть 3.1 КоАП РФ).

о штрафе за тонировку

Новый закон о тонировке в 2021 году

Статья коап рф за тонировку 2021

Основные правила тонирования стёкол на автомобилях регулируются специальным положением, которое определяет допуск транспортного средства к эксплуатации. И в этом положении установлено, что нельзя ездить на машине, если у неё есть дополнительные предметы, мешающие обзору водителя.

Однако недавно ГОСТ был подрегулирован, и подведён под стандарты современности, потому что прошлый документ действовал в 1988 года, поэтому важно изучить новый закон про тонировку с 1 января 2021 года.

Зачем сменили ГОСТ?

В соответствии с правилами нового ГОСТа, светопропускаемость ветрового, а также передних стёкол должно быть не менее 70 %. Измеряется все это специальными приборами и послабления не планируются. Чрезмерная тонировка остается под запретом и будет караться соответствующими штрафами.

Ничего революционного в новом законе о тонировке нет. Все изменения связаны с тем, что документы необходимо привести в соответствии с современным ГОСТом.

Проект уже прошел все общественные обсуждения, был согласован с федеральными органами, и на самом деле в новом законопроекте цифры по тонировке изменятся незначительно, то есть о том, разрешат ли тонировку в 2021 году, говорить не приходится. Новый закон будет действовать с 2021 года.

Кто замеряет тонировку?

Уровень светопропускаемости стекла обычно замеряется сотрудниками ГИБДД. Для этого они должны иметь специальные приборы, и у водителя в данном случае есть право перед тем, как будут делать замеры, смотреть датчики, которые прикрепляются к его транспортному средству, на предмет любых повреждений или наличия каких-либо объектов, заставляющих усомниться в адекватности оценки.

Если владелец не согласен с тем, что показывает прибор, то он может потребовать повторный замер присутствии двух понятых. Любой водитель также имеет право на то, чтоб потребовать сертификат на действующие приборы, для того, чтобы убедиться в качестве устройства и правильности его работы.

Тонировка измеряется исключительно при определённом уровне освещения, температуре и даже учитывается давление. Если какой-либо из показателей во время измерения тонировки не соответствует нормам, прописанным в законодательстве, то штраф можно обжаловать в суде.

При прохождении техосмотра очень важно обращать внимание на то, какими приборами измеряется прозрачность стекла.

Это делается с помощью тауметра, а так как их довольно много, наиболее распространённым в использовании на территории Российской Федерации является прибор под названием «Блик».

Он должен иметь свидетельство о ежегодном прохождении государственной проверки – сертификат, где указан срок его действия до следующей проверки, а также на нём должна быть расположена пломба. Если пломбы нет, то можно признать показания прибора недействительными.

Размер штрафа

Штраф за нарушение в плане тонирования стёкол автомобиля по законодательству Российской Федерации достигает размеров пятисот рублей. В течение 10 дней после того, как он выписан, штраф может быть оплачен со скидкой в 50 %.

Если водитель согласен сразу устранить свои правонарушения, попросту говоря, снять тренировку на месте, то он получает предупреждение. Если удалить плёнку на месте не получается, то инспектор может выписать штраф за тонировку и рекомендацию на устранение нарушения, которые необходимо выполнить в течение определённого срока – как правило, срок достигает 15 суток.

Если в указанное время тонировка не удаляется, и штраф при этом остается неоплаченным, то повторное нарушение влечёт за собой уже более весомые финансовые санкции – до 1000 рублей или арест на 15 суток.

Назначать арест или повторный штраф за тонировку с 1 января, естественно, необходимо с нормами действующего законодательства, то есть сделать это может только суд.

[attention type=yellow]

Если водитель впервые замечен в подобном правонарушении, то его шансы попасть под арест совсем невысоки, но если у человека много нарушений, то вероятность серьезно увеличивается.

[/attention]

Интересный факт! Обычно по России инспекторы ГИБДД особенно сильно берутся за нарушителей по нормам в тонировке в летнее время года.

Именно летом желающих «украсить» свое транспортное средство тёмной плёнкой становится больше, поэтому многие автолюбители игнорируют требования технического регламента и ездят с затонированными стёклами, что оказывает влияние на безопасность дорожного движения.

Тонировка в России

Официально тонировка 2021 года в России не запрещена. Безопасной может быть покрытие, которое затемняет окна всего лишь на 15 %. Однако это не спасает от яркого солнца и не скрывает содержимое салона транспортного средства от посторонних глаз. Смысл в таком тонировании точно отсутствует. Затемнить полностью можно только задние стекла.

Главным правилом является то, что нельзя использовать плёнки с зеркальным эффектом, потому что она запрещена на всей территории России в принципе.

Разрешено наклеить толстую полосу – до 14 см ширину на верхнюю часть ветрового стекла. Это позволит уберечь глаза водителя от солнечного света.

Большинство автопроизводителей выпускают на рынок новые автомобили уже с заводской тонировкой. Она соответствует всем параметрам, но многие водители, особенно в России, предпочитают делать тренировку самостоятельно. Обычно это делается методом напылении или наклейки полимера на внутреннюю часть стеклового покрытия и новый закон о тонировке в 2021 году.

! Сегодня существует так называемая электрическая тонировка. Она представляет собой инновационную технологию, которая обычно применяется только на автомобилях элитного класса, потому что сама стоимость такой установки довольно высока. Водитель получает право менять прозрачность стекол путём нажатия на одну кнопку. Она меняет напряжение на стекло и изменяет степень затемнения.

Штраф владельцу транспортного средства грозит только в том случае, если во время тестирования светопропускаемость будет ниже нормы. И сотрудник ГИБДД по нормам действующего законодательства не может заставить водителя увеличить затемнение стёкла перед проведением теста.

Почему запрещена тонировка?

Естественно, налог на тонировку в 2021 году был введен совсем неслучайно.

Считается, что большая часть аварий на дороге происходит по причине того, что водители не могут адекватно оценить всю ситуацию из-за затемненного стекла.

Однако это не единственная причина того, почему власть приняла решение отменить тонировку. И довольно высокую роль в этом вопросе сыграл тот факт, что правительство побеспокоилось о безопасности сотрудников ГИБДД.

Дело в том, что раньше были случаи, когда в сотрудников полиции стреляли.

Психологически подходить к полностью затемненной машине очень сложно, потому что предугадать действия того человека, который скрывается за стеклом, невозможно.

Таких случаев было не то чтобы много, но власть решила бороться с проблемой наиболее прогрессивным способом, поэтому было принято решение все запретить, но оставить некие послабления.

Уже давно ведутся разговоры по поводу того, чтоб отменить штраф за тонировку, это предлагается, естественно, водителям, но успеха такие законопроекты не находят, и вряд ли в будущем что-то кардинально изменится.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Штраф за тонировку в 2021 году

Статья коап рф за тонировку 2021

Тонировка стекол в автомобиле в РФ запрещена. Нарушители будут привлечены к ответственности. В соответствии с действующим законодательством, водитель обязан заплатить штраф за тонировку в 2021 году. Однако неизвестно, в каком именно размере предстоит вносить денежные средства.

Размер взыскания определяется действующим законодательством. Однако оно периодически претерпевает изменения.

Если человек хочет быть в курсе всех происходящих нововведений, он должен периодически ознакомиться с актуальной информацией по теме.

О том, на какие нормативно-правовые акты необходимо обратить внимание в процессе изучения вопроса, о размере денежного взыскания и допустимых нормах светопропускания поговорим далее.

Важная информация о тонировке

От тонировки во многом зависит комфорт водителя и пассажиров. С ее помощью удается улучшить микроклимат внутри салона или скрыться от глаз окружающих. Однако у тонировки существует весомый недостаток.

Она ухудшает видимость и для самого у водителя. В первую очередь правило относятся к лобовому и передним стеклам.

По этой причине в их отношении введены правила, признающие тонировку незаконной и делающие ее использование нарушением.

[attention type=red]

Если водитель нарушит правила, на него будет наложен административный штраф. Его размер в 2021 году составляет 500 руб.

[/attention]

Если сравнивать величину взыскания с прошлым годом, выяснится, что сумма осталось неизменной. Многие водители считали, что их ожидает существенное повышение размера штрафа.

Аналогичное количество денежных средств предстоит заплатить и в случае, если гражданина поймали за подобным нарушением повторно. Штраф накладывается только после того, как факт нарушения установлен. Его фиксацией занимаются сотрудники ГИБДД.

Действие осуществляется при помощи специального прибора, именуемого тауметром.

Необходимо следить за правильностью выполнения процедуры. Она должна осуществляться в надлежащих условиях. Измерения могут проводиться только при помощи прибора, допущенного к их осуществлению. Если правила проведения процедуры будут нарушены, ее результаты признаются недействительными.

Первоначальные сведения о тонировке

Перед тем, как выяснять, сколько штраф за тонировку, рекомендуется разобраться, что именно включает в это понятие действующее законодательство.

Тонировка авто выполняется для снижения количество света, поступающего в машину извне, а также для решения ряда других задач. Затемнение осуществляется при помощи специальной пленки.

Она может быть разных видов. Существует и альтернативные варианты тонировки.

Она может быть выполнена при помощи:

  • нанесения напыления;
  • установки заводских затемненных стекол;
  • установки специальной съемной пленки.

Однако вышеуказанные варианты используется редко. Автомобиль признается тонированным, если указатель затемнение превышает 65%. Если значение меньше, пленка признается декоративной. Ее достаточно широко применяют.

Автомобили с таким напылением нередко по ошибке признаются тонированными. Толщина пленки варьируется от 60 до 380 Микрон. Новый закон с 1 января 2021 года за тонировку никаких дополнительных санкций не предусматривает. Штраф, как и раньше, регламентирует КоАП РФ.

Размер денежного взыскания составляет 500 руб.

Цель штрафа за тонировку

Штраф за тонировку был введен для того, чтобы заставить водителей соблюдать установленные правила. Если окна обладают слишком небольшим показателем светопропускаемости, это является нарушением. Тонировка существенно отражается на видимости.

Водитель столкнется с затруднениями при совершении маневра в ночное время. Сложнее всего будет осуществлять парковку на заднем ходу. Когда один из водителей перемещается в потоке, следующий за ним может столкнуться затруднениями при определении ситуации на дороге.

 Так, если тонировка отсутствует, водитель ориентируется сразу по нескольким машинам, находящимся перед ним. Если произойдет внештатная ситуация, шанс затормозить будет больше. Если транспортное средство затонировано, водитель не сможет заметить приближающуюся машину.

Человек может поздно понять, что ему необходимо тормозит. В результате может произойти столкновение автомобилей.

Сложности могут возникнуть и при движении по перекрестку. Здесь опасность кроется в невозможности наблюдать за транспортными средствами, движущимися сбоку.

Из-за того, что тонировка повышает опасность, которую несет с собой езда на транспортном средстве, в действующее законодательство были внесены соответствующее нормы.

Нормативно-правовые акты

Особенности наложение штрафа регулируется действующим законодательством.

Чтобы узнать все правила, действующие в отношении автомобильной тонировки, необходимо изучить:

  • КоАП РФ. Устанавливает наказание в отношении лиц, нарушивших нормы действующего законодательства.
  • Технический регламент Таможенного союза.
  • Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Нормативно-правовой акт представляет собой составную часть ПДД.
  • ГОСТ 32565-2013. Фиксирует допустимые показатели для стекол транспортных средств наземного типа.

Размер штрафа по закону

В конце того же года неоднократно поднимался вопрос о том, что тонировка, которая была выполнена некорректным образом, должно наказываться в повышенном размере. В частности, хотели изменить величину денежного взыскания, взимаемого за повторное правонарушение. Его размер должен был составить 5000 руб.

Нарушение рассматривается, как повторное, если оно было совершено в течение 1 года с момента предыдущего. Такое правило закреплено в гражданском законодательстве.

На практике вышеуказанные изменения в силу так и не вступили. Потому процесс наложения наказания осуществляется в соответствии с прежними правилами. Как за первое, так и за второе правонарушение размер денежного взыскания составит 500 руб.

Нормы светопропускания

Допустимая норма светопропускания устанавливаются только для передних стекол. Для задних и боковых аналогичные нормы отсутствуют. Это значит, что по закону их тонировка не запрещена. Наказание даже за пленку на стеклах, светопропускаемость которой составляет всего порядка 5%, не предусмотрено.

 Для заднего стекла устанавливается 1 оговорка. Если выполняется его тонировка, водитель обязан оснастить обе стороны машины зеркалами заднего вида. Их необходимо размещать спереди. Потребность в установке зеркал заднего вида устанавливается для того, чтобы водитель мог нормально ориентироваться.

Если это правило выполняется, затемнение вполне допустимо.

Что нужно знать о тонировке передних стекол?

В соответствии с действующими нормами, светопропускание передних стекол должно составлять минимум 70%. Для лобового стекла показатель составляет 75%.

Фактически это означает, что на тонировку вышеуказанных стекол установлен запрет. Любая тонировочная пленка затемняет передние стекла сильнее. В результате получившийся показатель будет не соответствовать правилам.

Так, самая светлая тонировка имеет коэффициент затемнения 50%.

В действующем законодательстве указывается оговорка насчет лобового стекла. Водитель может использовать плотную тонировку в виде 14 см полосы. Однако превышать вышеуказанное значение запрещено.

Многие водители применяют особую схему тонировки. На стекло наносится пленка с показателем светопроницаемости 35%. Такое изделие дает возможность сохранять хорошую видимость. Однако формально даже такое затемнение для передних и лобового стекла недопустимо.

Выявление нарушения

Процесс измерения затемнения стекол осуществляется при помощи специального прибора. Его называют тауметр. С помощью него происходит измерение светопропускаемости в 3 разных местах стекла, которые располагаются в пределах поля обзора. Среди 3 получено величин определяет среднее арифметическое.

Именно она и будет являться величину пропускаемости стекла. Процедура измерения должна осуществляться строго в соответствии с нормами действующего законодательства. Правила закреплены в Техническом регламенте. Если они нарушены, полученные измерения признаются недействительными.

Ознакомиться с требованиями можно в таблице ниже.

Действующий критерийДопустимое значение
Погрешность устройстваНе больше 2%
Давление86-106 килопаскалей
Температура воздуха+15-25 градусов по Цельсию
Влажность40%

На тауметре должна быть установлена надежная пломба. Дополнительно к устройству должны прилагаться сертификаты, подтверждающие его исправность.

Наказание за повторное нарушение

Как уже говорилось ранее, если тонировка нарушает установленное законом требования, в отношении водителя будет применен штраф. Его размер составляет 500 руб. Если человек в течение года с момента 1 нарушения вновь приступил закон, нарушение признается повторным. Если прошел больший срок, нарушение повторным не признается.

В некоторых ситуациях преступление установленных правил дважды повышает суровость наказание. Однако в отношении денежного взыскания за тонировку подобная норма не предусмотрена. Как и в случае с первым нарушением, объем взыскания составит 500 руб. Дополнительных санкций в отношении нарушителя не предусмотрено.

В судебной практике присутствует в случаи, когда за повторное несоблюдение норм закона в отношении гражданина применялась более суровое наказание.

[attention type=green]

В некоторых регионах суды приговаривали владельцев автомобилей, продолжающих ездить с тренировкой, к административному аресту. При этом дело классифицировалось по другой статье КоАП РФ. Действия нарушителя расценивалось, как злостное неповиновение сотруднику полиции. Гражданина могли арестовать на срок до 15 суток.

[/attention]

 Между тем юристы утверждают, что применение подобной статьи в этой ситуации неуместно. Дело в том, что неповиновение сотруднику полиции по закону должно сопровождаться нарушением общественного порядка. Водитель, который не снял тонировку после первого штрафа, общественный порядок не нарушает.

Однако стоит иметь в виду, что подобные случаи имеют место быть.

Можно ли избежать наказания?

Возможность избежать наказания за несоответствующую тонировку вызывает много споров. Бытует мнение, что подобное возможно. Однако далеко не все знают, как избежать наказания.

Проверка светопроницаемость в стеклах может выполняться исключительно на стационарном посту ГИБДД. Осуществление подобного действия на дороге противозаконно.

При этом Водитель, который не нарушал правила ПДД, не обязан направляться по указанию инспектора к посту ГИБДД.

В соответствии с действующим законодательством, такая обязанность возникает только в случае, если в отношении гражданина применили административный арест.

Если нарушения не произошло, применить какие-либо меры в отношении водителя сотрудник ГИБДД права не имеет. По этому толкованию выходит, что водитель с несоответствующей тонировкой может избежать наказания. Однако такое мнение воспринято неоднозначно.

 Вероятность избежать наказания повышается, если у сотрудника ГИБДД отсутствует тауметр. Водитель не обязан следовать на пост ГИБДД для прохождения измерений. Принуждения в подобном случае недопустимо.

Однако в действующем законодательстве оговаривается, что, если инспектору привезут соответствующий прибор, пока сотрудник ГИБДД ведет беседу с автолюбителем, светопропускаемость стекол может быть измерена.

Тонировка автомобиля с точки зрения закона

Статья коап рф за тонировку 2021

К нам последнее время приходит много вопросов вида: а снимают-ли номера за тонировку? Сразу хотим сказать, что номера за тонировку больше не снимают. В случае, если инспектор ДПС остановил вас и предъявляет претензии по поводу тонировки, то у Вас есть полное право устранить нарушение на месте, т.е. снять тонировку при инспекторе ГИБДД, в таком случае Вы избежите штрафа.

По факту нарушения составляется протокол, в котором точно указано время и дата, и если Вас останавливает другой инспектор, то вы смело можете показывать этот протокол, минуя новый штраф от ГИБДД за тонировку в 2021 году, но только в течение текущих суток.

Согласно техническому регламенту, светопропускная способность лобового стекла и передних боковых стекол должна быть не менее 70%, остальных стекол никак не регламентируется.

Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70% для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади.Светопропускание других (неветровых) стекол и затеняющих полос ветровых стекол в области выше зоны B для транспортных средств категории и зоны 1 для прочих транспортных средств не нормируется.

п. 5.1.2.5. ГОСТ 32565-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

Отступление от темы: В США, в штате Калифорния с 2012 года тонировка является обязательным элементом для всех автомобилей. Тонировать стекла будут со специальными вкраплениями металла. Такая смесь позволяет максимально отражать солнечные лучи.

[attention type=yellow]

Это препятствует быстрому и чрезмерному прогреву салона, благодаря чему автомобилисты будут меньше использовать кондиционер, следовательно, расход топлива будет намного меньше, как и вредных выбросов для окружающей среды.

[/attention]

Также эти меры помогают предотвратить скорое выгорание «торпеды».

Технический регламент

Все стекла автомобиля должны соответствовать техническому регламенту:

Новые правила техосмотра с 2021 года

Наглядно это выглядит вот так:

Вдобавок ко всему на лобовом стекле допускается затемненная или непрозрачная полоса шириной не более 14 см. от верхнего края лобового стекла.

Работает ли это на практике?

Хочется лишь сказать, что легальных тонировок практически не бывает. Зачастую с завода лобовое стекло поглощает около 20% света, а если это стекло еще в пыли или затерто щетками, то этот показатель может доходить до 30%.

Поэтому перед тем как клеить даже самую безобидную пленку, следует замерить светопропускание ваших стекол. Таким образом, можно сказать, что легальной тонировки лобового и передних стекол автомобиля не существует.

Допускается полное тонирование заднего стекла, однако лишь в том случае, если по обоим бортам автомобиля установлена зеркала заднего вида. Зеркальная тонировка тоже достаточно спорный момент. Напрямую по ГОСТу она не запрещена, однако согласно Примечанию части 7.

3 главы 7 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, использование таковой запрещено.

Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки.

Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88.

Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

Часть 7.3 Главы 7 Постановления Правительства РФ «О ПДД»

По своему опыту скажу, что очень неудобно ехать за автомобилем, у которого есть зеркальная тонировка на заднем стекле. В определенных ситуациях может «намертво» ослеплять водителя.

Как замеряют степень тонированности стекол

Контроль светопропускаемости передних боковых стекол автомобиля осуществляется средствами технического диагностирования, сотрудниками ГИБДД.

Специальных требований о замере тонировки в связи с признанием утратившим силу приказа МВД РФ от 07.12.

2000 N 1240 “Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» в настоящее время нет.

[attention type=red]

Если объяснить проще, то никаких замеров в дождь и грязь. Обязательно посмотрите датчики, которые крепятся к стеклу, на них не должно быть никаких внешних пленок. Однако, если по-вашему мнению, прибор явно не точен, требуйте повторный замер.

[/attention]

При повторном замере инспектор обязан пригласить двух понятых. Где он будет их искать – не ваша проблема. Однако если инспектор ГИБДД явно тянет с поиском понятых, напомните ему про статью 28.5 КоАП РФ о неправомерности долгой задержки вашего авто и скажите, что будете звонить в полицию.

Если инспектор знает, что он нарушает правила – Вас сразу же отпустят.

Приборы для замера светопропускаемости стекол

Если инспектор ГИБДД решил произвести замер светопропускаемости вашего стекла, следует потребовать у него действующий сертификат на прибор и посмотреть, опечатан ли сам прибор. Если инспектор отказывается показать сертификат или если он просрочен, вы должны поехать спокойной дальше, поскольку замер попросту невозможен.

Зачастую замер производится портативным прибором «Блик». Он подключается к прикуривателю автомобиля и верно работает при напряжении в 12 вольт (+- 0.6 вольт).

Скажите инспектору, что Ваш аккумулятор очень слаб и не может выдавать указанную мощность, инспектору придется подогнать свой автомобиль и подключить прибор к нему.

Прибор «Блик» на своем экране показывает количество пропускаемого света, например, если на его экране вы видите цифру 75, значит светопропускная способность вашего стекла 75%, а значит все соответствует техническому регламенту.

Следует также помнить, что данным прибором можно пользоваться только при температуре от – 10 до +40 градусов Цельсия. Замеры должно проводиться в трех различных точках стекла, среднее арифметическое число и будет показателем светопропускаемости.

Важно!

Будьте внимательны на всех этапах замера. Если инспектор допустил где-то ошибку, не следует ему указывать на нее. После составления протокола просто укажите на все допущенные ошибки сотрудника в самом протоколе, в таком случае будет намного проще отстаивать свои права.

Штраф за тонировку

Итак, какой сейчас штраф за тонировку передних стекол в 2021 году? Согласно действующему законодательству, наказание за использование тонировочной пленкой предусмотрено частью 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ.

Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. (часть 3.1 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 175-ФЗ)

Часть 3.1 КоАП РФ.

В том случае, если вы снимаете тонировку на месте, где вас остановил инспектор, то вы сможете избежать, пусть даже и незначительного, но штрафа.

[attention type=green]

Напомним, что ранее за подобное нарушение, помимо штрафа, грозило снятие государственных регистрационных знаков.

[/attention]

Отменив последнюю часть и оставив только штрафные санкции, автомобилистам попросту развязали руки, и тонированные машины начали все чаще появляться на дорогах нашей страны, а сервисы по закатке стекол не сидят без клиентов.

Совсем недавно было введено новое правило для борьбы с любителями «затонироваться в хлам».

Отныне, при обнаружении на лобовом и боковом стекле пленки, которая не соответствует нормам светопропускаемости, будет составляться письменное предупреждение, в котором будет указано, в какой срок следует устранить причину (как правило, это 10 дней).

Если водитель не попытается устранить тонировку, то при следующей остановке его ожидает составление протокола с наказанием в виде штрафа от 1000 рублей или ареста, сроком до 15 суток.

Конечно, нельзя накладывать арест за нарушение, в отношении которого санкциями предусмотрен лишь штраф. Поэтому сотрудники ГИБДД действуют иначе.

Они выписывают предупреждение и составляют протокол, на основании которого нужно оплатить 500 рублей.

Далее, если человек не снимает свою тонировку и решает не платить штраф (или просто забывает это сделать), в действие вступает часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Штраф за тонировку передних стекол в 2021 году: наказание на сегодняшний день

Статья коап рф за тонировку 2021

Автолюбителей, желающих затонировать стекла своего транспортного средства, постоянно преследуют законодатели.

Не раз предлагалось ввести прогрессивный штраф за тонировку, который будет расти с каждым последующим выявленным аналогичным правонарушением.

Однако на момент написания материала все еще действуют старые нормы, введенные ФЗ № 175 от 23 июля 2010 года «О внесении…». Тем не менее, некоторые поправки в КоАП относительно тонирования стекол могут быть внесены уже в ближайшее время.

Что такое тонировка

Под тонировкой понимается изменение величины светопропускания (далее также – светопропуск) автостекол в меньшую сторону, то есть внесение изменений в начальную конструкцию авто (что, однако, не требует получения сертификата соответствия). Также тонированием может достигаться изменение оттеночных и отражающих свойств боковых, ветрового и заднего окон.

Самый популярный способ тонирования на сегодняшний день – это наклейка на стекла темных пленок. Также затемняют стекла посредством напыления или установки защитных тканевых экранов.

Допустимые нормы по ГОСТу

В 2021 году будут действовать следующие «законы про тонировку», а точнее, нормативно-правовые акты, так или иначе регламентирующие предельную величину светопропуска стекол:

  • Государственный Стандарт 32565-2013 (далее – ГОСТ) (до введения в силу этого нормативного документа действовал ГОСТ 5727-88, который, по состоянию на 2021 год, больше не применяется);
  • Техрегламент ТР ТС 018/2011 «О безопасности…» (утвержден Решением Комиссии Таможенного Союза № 877 от 9 декабря 2011 года) (далее – Регламент).

Согласно новым нормам ГОСТа, а именно, п. 5.1.2.5., светопропускание должно быть не меньше 70% для следующих видов стекол автомобиля:

  • ветровое;
  • все стекла, которые, хотя и не являются ветровыми, но обеспечивают обзорность автоводителю спереди и сзади.

Важно! Если на машине есть зеркала заднего обзора, то светопропуск стекол, которые обеспечивают обзорность сзади, не регламентируется, то есть, может быть любым.

А это означает, что наличие зеркал заднего обзора позволит полностью избежать наложения штрафа за затемнение любых задних стекол (в том числе, и боковых). Кстати, такие же требования установлены и в Регламенте, только в немного другой формулировке.

Согласно нормам и ГОСТа, и Регламента, не штрафуют за светозащитную полосу, наклеенную на лобовое стекло.

Обязательное требование – ширина такой полосы не должна превышать установленных значений, а именно:

  • для легковых машин, ТС с числом сидячих мест свыше 8 и весом до 5000 кг, а также грузовиков до 3,5 тонн ширина должна быть не более 14 сантиметров (от верхнего края ветрового стекла);
  • для ТС с более 8-ми местами массой свыше 5000 кг, а также для грузовиков от 3,5 тонн до 12000 кг и от 12000 кг и выше ширина полоски не должна превышать минимально возможного расстояния между верхней границей лобового стекла и верхним краем зоны его очистки «дворниками».

Какая тонировка разрешена

Итак, согласно положениям вышеуказанных нормативно-правовых актов, можно тонировать вообще любые стекла. Главное, чтобы их светопропускание было в пределах регламентированных законодательно значений.

То есть, чтобы не получить штраф, можно (при наличии зеркал):

  • тонировать заднее стекло и задние боковые стекла (можно хоть полностью, величина светопропуска не регламентируется);
  • затемнить передние боковые и лобовое таким образом, чтобы итоговая величина светопропускания была 70% или более;
  • наклеить солнцезащитную пленку на верхнюю часть лобового окна шириной не более 14 сантиметров (светопропускание этой пленки может быть любым).

Штраф за тонер накладывается именно за несоответствие стекла нормативной величине светопропускания (вместе с наклеенной тонировочной пленкой). То есть, поклейка на стекло пленки 70% далеко не значит, что нормы закона соблюдены – ведь стекло с завода изначально идет со светопропускаемостью ниже 100% (например, 95%).

Определить итоговую величину пропускания света можно по простой формуле:

СЗСВП * СТПВП * 100, где:

  • СЗСВП – светопропуск заводского стекла в процентах;
  • СТПВП – светопропуск тонировочной пленки в процентах.

Из видео вы узнаете о штрафах за тонировку авто:

Основания для наложения штрафа

Причиной для наложения штрафа за тонировку передних стекол является их несоответствие нормам, предъявляемым Регламентом. То есть, если пропускаемость передних боковых или ветрового стекла составит менее 70%, то образуется состав правонарушения, предусмотренного ч. 3.1. ст. 12.5. КоАП.

Субъектом рассматриваемого нарушения признается водитель.

На основании ч. 1 ст. 23.3. КоАП, рассматривать указанные дела управомочены органы внутренних дел в лице:

  • работников ГИБДД, имеющих особое звание;
  • начальника Госавтоинспекции, его зама, руководителя ЦАФАП, его зама, командира полка (батальона, роты) ДПС, его зама.

Размер взыскания

В соответствии с действующими нормами, за управление автомашиной со стеклами, которые не соответствуют предписаниям Регламента, накладывается взыскание в сумме 500 рублей.

При этом размер штрафа не находится в зависимости от того, какая именно пленка нанесена (цветная, прозрачная и др.

), на сколько конкретно стекол (1, 2 или 3), какая именно величина светопропуска была выявлена инспектором и др.

Интересно! До 15 ноября 2014 года при выявлении соответствующего правонарушения применялась такая обеспечительная мера, как запрет эксплуатации ТС. С машины снимались государственные регистрационные знаки, которые можно было вернуть, устранив причину запрета использования. На сегодняшний день номера за тонирование не снимают.

Как выявить нарушение

Выявление правонарушения осуществляется инспекторами ДПС, имеющими специальное звание и управомоченными, согласно ст. 28.3. КоАП, составлять протоколы об административных правонарушениях (и, соответственно, постановления без составления протокола).

Ранее порядок выявления степени тонированности стекол регламентировался Приказом МВД № 1240 от 7 декабря 2000 года “Об утверждении…”. Теперь, после вступления в силу Приказа МВД № 1123 от 22 декабря 2014 года “О признании…”, вышеуказанный нормативный акт утратил свою законную силу.

А это значит, что теперь проверки осуществляются по новым правилам, то есть:

  • в любом месте (а не только на стационарно расположенных постах, как это было ранее);
  • замер должен производиться на сухом стекле, очищенным от грязи;
  • измерение осуществляется при помощи особых средств техдиагностирования, имеющих соответствующий сертификат и прошедших специальную метрологическую проверку (ч. 1 ст. 26.8. КоАП).

Для выявления тонированных стекол инспектора ГИБДД обычно пользуются прибором «Блик», который подключается к автомобильному прикуривателю с бортовым напряжением 12 вольт.

Верные показания могут быть получены исключительно при следующих атмосферных показателях:

  • температура воздуха – от минус 10 до плюс 40;
  • умеренная влажность, отсутствие осадков (в дождь или туман замер производить нельзя).

Важно! Итоговый показатель светопропуска определяется как среднее арифметическое, полученное в результате сложения результатов замера в трех различных точках автомобильного стекла.

Наказание за повтор

По состоянию на 2021 год, ни одна статья КоАП РФ не предусматривает прогрессивной шкалы наложения санкций за несоответствие стекол предписаниям, указанным в Регламенте. А это значит только одно – каждый раз при выявлении соответствующего правонарушения инспектор будет накладывать штраф 500 рублей. Лишение прав в любом случае водителю не грозит.

Тем не менее, попытки внесения законопроектов, увеличивающих размер ответственности, предпринимались уже неоднократно. Среди последних попыток – увеличение денежного взыскания с 500 рублей до 1500, а за повторное нарушение (ст. 4.6.

КоАП) – или взыскание 5000 рублей, или аннулирование прав от 1 до 3 месяцев.

Данный законопроект был предложен Вячеславом Лысаковым – первым замглавы комитета по конституционному законодательству и госстроительству весной 2018 года, однако Госдумой не был одобрен.

Предусмотрена ли скидка при оплате

Ч. 1.3. ст. 32.2. КоАП предусматривает перечень статей КоАП, при привлечении по которым водитель не может заплатить штраф с 50-процентным дисконтом. Ч. 3.1. ст. 12.5. КоАП в этот перечень исключений не входит. А это означает, что заплатить придется не 500, а всего лишь 250 рублей – если совершить платеж в течение первых 20 суток после вынесения постановления.

Важно! В 20-суточный срок входит 10-дневный срок, отведенный водителю, чтобы обжаловать вынесенное постановление.

Как избежать

Избежать наказания просто – достаточно не затемнять передние боковые окна и ветровое вообще, или же тонировать таким образом, чтобы светопропускаемость была свыше 70%.

При этом избежать наложения 500 рублей не получится в следующих случаях:

  • если водитель снял затемняющую пленку сразу после остановки работником дорожной полиции – состав правонарушения образуется при управлении автотранспортным средством с недостаточной светопропускаемостью стекол, а управление было еще до момента остановки;
  • если автомобилист использует съемную тонировку – если она имеет неразрешенное светопропускание, то штраф все равно будет наложен (единственное преимущество съемной – возможность быстро ее снять, чтобы избежать наложения штрафов в дальнейшем).

Что гласит закон о тонировке — ответ специалиста:

Что должен знать водитель

Гражданину, намеренному наклеить на свои автомобильные стекла пленку, следует ознакомиться с некоторыми нюансами:

  • по общему правилу, при выявлении несоответствующей законодательным требованиям светопропускаемости, оформляется постановление без составления протокола, которое сразу же вручается водителю (ст. 28.6. КоАП), однако если автолюбитель не согласен с назначенным наказанием, тогда составляется протокол (ст. 28.2. КоАП), далее дело рассматривается в общем порядке, установленным Главой 29 КоАП;
  • обжалование осуществляется по общим правилам, регламентированным Главой 30 КоАП;
  • заплатить взыскание в сумме 500 рублей нужно в течение 60 календарных суток после вступления постановления в законодательно-юридическую силу (ч. 1 ст. 32.2. КоАП), кроме случаев, когда автомобилист уже оплатил его в первые 20 дней со скидкой;
  • в случае неоплаты штрафа в отведенный 60-дневный срок автолюбителю грозят две меры ответственности – направление материалов дела приставам для возбуждения исполнительного производства и привлечение по ч. 1 ст. 20.25. КоАП;
  • задержание автотранспортного средства, осуществляемое в порядке, установленным ст. 27.13. КоАП, при выявлении недостаточной светопропускаемости не применяется;
  • в России существует возможность оформления разрешения на тонирование с любым светопропуском, однако обычному автомобилисту оформить его не представляется возможным – резолюция выдается только для авто специального назначения;
  • на основании ч. 4 ст. 4.1. КоАП, назначение административных санкций не освобождает автолюбителя от выполнения той обязанности, за невыполнение которой соответствующая санкция была назначена – это значит, что инспектор вполне может потребовать снять пленку на месте (даже если штраф уже наложен), и его требования будут вполне законные;
  • невыполнение законных предписаний работника ДПС (например, поднять стекла для осуществления проверки) может повлечь за собой наложение штрафного взыскания от 500 до 1000 российских рублей или арест до 15 календарных суток (ч. 1 ст. 19.3. КоАП).

Итак, тонировка в нашем государстве разрешена. Однако избежать ответственности можно только, если светопропускание лобового и передних боковых окон будет более 70% (с учетом того, что заводское стекло имеет не 100% пропускаемость). Иначе – денежная санкция 500 рублей (заплатить со скидкой можно).

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: