Микропредприятие критерии отнесения 2021 что сдавать в электронном виде в налоговую

Содержание
  1. Микропредприятие: понятие, критерии, отчетность – SPRINTinvest.RU
  2. Понятие микропредприятия
  3. Критерии микропредприятия
  4. Бухгалтерская отчетность микропредприятий
  5. Особенности бухгалтерского учета микропредприятий
  6. Кадровый учет для микропредприятий
  7. Статистическая отчетность микропредприятий
  8. Налоговые льготы для микропредприятий
  9. Критерии малого предприятия в 2021 году
  10. Кто относится к «малышам»
  11. В чем разница между малым и микропредприятием?
  12. Бухгалтерский учет и налогообложение малых предприятий
  13. Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2021 году
  14. Кто относится к субъектам МСП
  15. Государственный реестр субъектов МСП
  16. Что даёт статус субъекта малого бизнеса
  17. Большинству юрлиц потребуются ЭП и ЭДО в 2021
  18. Бухгалтерская и налоговая отчётность: что меняется в способе сдачи
  19. Что нужно для сдачи бухгалтерской отчётности в электронном виде?
  20. Сплошное наблюдение: новая отчетность для компаний и ИП в 2021 году
  21. Что такое сплошное наблюдение и зачем оно нужно
  22. Срок сдачи отчетности в рамках сплошного наблюдения — 2020
  23. Кто сдает отчетность в рамках сплошного наблюдения
  24. Отчетность в Росстат для организаций
  25. Отчетность в Росстат для ИП
  26. Штрафы за несдачу отчетности в Росстат

Микропредприятие: понятие, критерии, отчетность – SPRINTinvest.RU

Микропредприятие критерии отнесения 2021 что сдавать в электронном виде в налоговую

В нашей стране государство делает упор на развитие малого бизнеса и регулярно вводит различные преференции для небольших предприятий, и микропредприятий в том числе.

Задача сегодняшней публикации – рассмотреть понятие микропредприятия со всех экономически значимых точек зрения, оценить его преимущества и недостатки, определить критерии отнесения субъектов хозяйствования к микропредприятиям и обозреть другие смежные вопросы прикладного назначения.

Понятие микропредприятия

Микропредприятие — это одна из активно развивающихся форм малого бизнеса.

Под ним понимается хозяйственное общество (АО, ООО), кооператив, крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) или индивидуальный предприниматель (ИП), которые соответствуют определенным критериям, прописанным в федеральном законе о малом предпринимательстве.

На основании этих критериев 1 августа каждого года действующие бизнесы заносятся в специальный реестр.

Подтверждать этот статус какими-либо документами не требуется, это происходит автоматически на основе подаваемой налоговой и статистической отчетности.

[attention type=yellow]

За 2016 год Росстатом зарегистрировано свыше 2,5 млн подобных организаций.

[/attention]

Узнать о нахождении какой-либо компании в этом списке можно на сайте ФНС при помощи поиска по ИНН, ОГРН либо инициалам индивидуального предпринимателя.

Критерии микропредприятия

Для включения в реестр микропредприятия в 2017 году требуется соответствие предприятия следующим критериям:

  • доля государства, регионов или муниципалитетов в уставном капитале не должна быть больше 25 %, а доля иностранных и крупных российских компаний не более 49 %;
  • число работников до 15 человек;
  • финансовые поступления от предпринимательской деятельности не должны «переваливать» за планку в 120 миллионов рублей.

В состав доходов теперь включается не только выручка от реализации, но и доходы от других видов деятельности.

Размер дохода определяется из деклараций по налогу на прибыль или по специальным налоговым режимам, если таковые применяются.

Если в течение трех календарных лет один или несколько показателей не достигаются, фирма будет исключена из списка микропредприятий, но не ранее 10.08.2019.

Бухгалтерская отчетность микропредприятий

Руководство микропредприятия имеет массу законных возможностей для оптимизации учета. Его особенности зависят от избранной формы бухгалтерского учета.

Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.

[А]. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет обязательств и активов по рекомендованным формам.

Такой вид учета имеет смысл применять, если организация совершает множество разнообразных операций.

Для определения базы по налогам целесообразно использовать метод начисления.

[Б]. Сокращенная форма. Если операции фирмы имеют однообразный характер, то нет необходимости пользоваться большим количеством счетов, и некоторые однородные счета можно объединить в один.

Например, можно учитывать на двадцатом счете расходы не только по основному, но и по вспомогательному производствам и общехозяйственные расходы и так далее.

Все операции учитываются в одном журнале в хронологическом порядке двойной записью.

В качестве этого журнала рекомендуется применять книгу учета фактов хозяйственной жизни К-1МП.

Также будет полезно использовать ведомость по расчетам по заработной плате (8МП).

Для расчета налоговой базы лучше использовать кассовый метод.

[В]. Простая форма. Не применяется двойная запись.

Операции заносятся в хронологическом порядке в единый журнал – «К-2МП» или «КУДиР» (книгу учета доходов и расходов), если это ИП или предприятие на «упрощенке».

Выбранный метод учета закрепляется в учетной политике, как и формы соответствующих регистров с обязательными реквизитами (наименование, название организации, даты, ответственные за ведение лица и т.п.).

Особенности бухгалтерского учета микропредприятий

В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) и других нормативных актах предусмотрен ряд послаблений для малого бизнеса. Так, микропредприятие вправе:

  • признавать доходы и расходы по фактическому поступлению или списанию денежных средств (кассовый метод);
  • нивелировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетами при исчислении налога на прибыль и не формировать отложенные налоговые активы и обязательства;
  • не использовать оценочные обязательства (не создавать резервы);
  • не исправлять ошибки ретроспективно; можно сделать это в том месяце, когда они были обнаружены; возникшие при этом прибыль или убыток отражаются на 91 счете;
  • учитывать все расходы по займам в составе прочих расходов (счет 91);
  • делать амортизационные отчисления раз в год (для остальных предприятий раз в месяц);
  • не устанавливать кассовый лимит.

В качестве отчетности достаточно сдать баланс и отчет о финансовых результатах.

Допускается применять упрощенные формы этих документов, в которых отдельные статьи сгруппированы в укрупненные группы.

Например, в активе баланса остается всего 5 показателей, вместо 15 в полной форме: материальные и нематериальные активы, запасы, денежные и финансовые активы.

Кадровый учет для микропредприятий

С 01.01.2017 можно применять упрощенный кадровый документооборот.

Это значит, что фирма освобождается от обязанности составлять локальные нормативные акты, такие как график сменности, положение о премировании и остальные.

Указанные моменты нужно прописать индивидуально в типовом трудовом договоре с каждым работником.

Инструктажи по охране труда на микропредприятии может проводить его руководитель.

Аттестация рабочих мест по-прежнему нужна, кроме дистанционных и надомных рабочих.

Если есть потребность, то трудовые договоры можно заключать на срок до 5 лет, в общем случае такие договоры бессрочные.

о кадровом документообороте микропредприятий:

Статистическая отчетность микропредприятий

Росстат может проводить сплошной и выборочный сбор данных о компаниях.

В первом случае обычно подается стандартная отчетность:

  • для ИП, подпадающих под понятие микропредприятия, сдается отчет о деятельности 1 ИП;
  • сведения об основных показателях деятельности — МП (микро);
  • данные о произведенной продукции — МП (микро)-натура;

С 2017 года в розничной торговле отменена форма ТОРГ (микро), для торгующих алкоголем отменена форма 1-алкоголь.

Росстат может организовать выборочные проверки и тогда придется сдавать дополнительную отчетность.

[attention type=red]

Узнать о том, находится ли какое-либо микропредприятие в выборке, можно на сайте государственной службы статистики.

[/attention]

За нарушение сроков сдачи для организаций предусмотрен штраф от 20 до 70 тысяч, для руководителей — от 10 до 20 тысяч рублей.

Налоговые льготы для микропредприятий

В большинстве случаев микропредприятия подпадают под действие налоговых спецрежимов (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН).

Микропредприятие, деятельность которого не входит в список запрещенных к применению УСН, опубликованный в Налоговом кодексе (ломбарды, инвестиционные фонды и прочие), может перейти на УСН при доходах за последние девять месяцев не больше 112,5 миллионов рублей и остаточной стоимости основных средств не больше 150 миллионов рублей.

В некоторых регионах для впервые созданных ИП, работающих «по упрощенке», предусмотрены налоговые каникулы на 2 года.

Например, в Белгородской области действует нулевая процентная ставка по УСН по многим видам деятельности (пчеловодство, животноводство и прочие).

Имеются и другие льготы для деятельности таких предприятий:

  • не менее 15 % госзакупок должно приходиться на малый бизнес, в том числе и микропредприятия;
  • неналоговые проверки для микропредприятий не могут длиться больше 15 часов ежегодно, а с 01.01.2016 по 31.12.2018 и вовсе действует запрет на плановые проверки малого бизнеса, к которым относятся санитарные, пожарные, трудовые и прочие проверки (надзорные каникулы);
  • преимущественное право выкупа государственной и муниципальной недвижимости;
  • если выручка микропредприятия от реализации не превышает 15 миллионов рублей за квартал, фирма может ограничиться квартальными авансовыми платежами по налогу на прибыль;

Критерии малого предприятия в 2021 году

Микропредприятие критерии отнесения 2021 что сдавать в электронном виде в налоговую

Малый бизнес во всем мире является одним из основных секторов экономики, поэтому государство уделяет пристальное внимание развитию малого сектора и всячески его поддерживает. Что означает этот статус для предприятия и какие преимущества дает принадлежность к малому предпринимательству, – расскажем в этой статье.

Трепетное отношение государства к малому бизнесу выражается в различных мерах поддержки:

  • программы развития;
  • субсидирование;
  • кредитные и налоговые льготы;
  • льготная аренда госимущества;
  • упрощенная отчетность;
  • «каникулы» по проверкам и другие послабления.

Грамотно пользуясь льготами, малое предприятие может иметь массу преимуществ. Для того чтобы претендовать на подобную заботу государства, малое предприятие должно быть зарегистрировано в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, который формирует ФНС на основании отчетных данных.

В реестр попадают организации, которые соответствуют ряду критериев.

Кто относится к «малышам»

Основные параметры отражены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В 2019 году малыми считаются предприятия, которые соответствуют ограничениям по:

  1. Организационно-правовой форме. Это хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели. Таким образом, субъекты предпринимательства, созданные в форме унитарных предприятий, холдингов, религиозные, благотворительные и прочие организации к малым предприятиям не относятся, даже если соответствуют всем остальным критериям. А вот вид экономической деятельности, которым занято малое предприятие, а также применяемый налоговый режим на принадлежность к категории субъектов малого предпринимательства не влияют.
  2. Численности сотрудников. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек.
  3. Размеру дохода от предпринимательской деятельности. В 2019 году лимит по обороту составляет 800 миллионов рублей (Постановление Правительства от 4 апреля 2016 г. № 265) по всем видам деятельности и по всем применяемым налоговым режимам.
  4. Структуре капитала. Доля в уставном капитале юридических лиц (в том числе иностранных), которые не относятся к категории малых или средних предприятий, не должна превышать 49 процентов. Доля государства в лице Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (за исключением инвестиционных) не должна превышать 25 процентов. По этому критерию есть послабления для компаний ряда отраслей инновационного сектора экономики.

В чем разница между малым и микропредприятием?

Среди предприятий малого бизнеса выделяют микропредприятия, которые отличаются от малых предприятий двумя показателями, – среднесписочная численность работников и доход от предпринимательской деятельности.

Микропредприятиям государство дает дополнительные поблажки:

  • возможность вести бухучет по простой системе без применения двойной записи;
  • право не вести кадровый учет, то есть не оформлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные документы (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ);
  • возможность применять патентную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Основные критерии отнесения предприятия к малым и к микропредприятиям, таблица

КритерийМалое предприятиеМикропредприятие
Организационно-правовая форма
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.
Среднесписочная численность работниковНе более 100 человекНе более 15 человек
Размер дохода от предпринимательской деятельностиНе более 800 млн руб.Не более 120 млн руб.
Доля других лиц в структуре капитала
  • не более 25% – для государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций, фондов;
  • не более 49% – для иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Бухгалтерский учет и налогообложение малых предприятий

Малым предприятиям живется проще в плане налогов и бухучета. Они могут:

  1. Вести упрощенный бухгалтерский учет

Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2021 году

Микропредприятие критерии отнесения 2021 что сдавать в электронном виде в налоговую

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2021 году?

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.

Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.

Категория субъекта МСПДоход за годСреднесписочная численность работников
Микропредприятие120 млн рублейне более 15 человек
Малое предприятие800 млн рублейне более 100 человек
Среднее предприятие2 млрд рублейне более 250 человек

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

О том, какие сроки уплаты налогов и подачи деклараций установлены для малого бизнеса в связи с COVID-19, читайте в нашей новой статье. 

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы.

    Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%).

    На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год.

    Кроме того, до 2024 года продлена программа налоговых каникул для ИП на УСН и ПСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующего регионального закона.  

  2. Финансовые льготы.

    Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийских программ. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.

  3. Административные льготы.

    Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры.

    При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них.

    При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

Большинству юрлиц потребуются ЭП и ЭДО в 2021

Микропредприятие критерии отнесения 2021 что сдавать в электронном виде в налоговую

В 2021 году большинству юридических лиц для сдачи отчётности в электронном виде потребуется оформить электронную подпись и договор с оператором электронного документооборота.

Это касается, в том числе, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей.

Бухгалтерская и налоговая отчётность: что меняется в способе сдачи

В письме ФНС России № ЕА-3-26/6827@ от 8 октября 2020 года указано, что согласно ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года, обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчётности предоставляется в ведомство по телекоммуникационным каналам связи.

От представления обязательного экземпляра освобождаются лишь:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк РФ;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую отчётность в ЦБ РФ;
  • организации, годовая бухгалтерская отчётность которых содержит сведения, отнесённые к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;
  • организации в случаях, установленных Правительством РФ.

Важно! С 1 января 2021 года вся годовая бухгалтерская отчётность представляется в налоговые органы только в виде электронного документа через операторов ЭДО. Это требование касается и субъектов малого предпринимательства – тех, чья среднесписочная численность не более 100 человек и чей доход не превышает 800 млн руб.

Так, если в 2020 году малые предприятия имели послабление от государства и могли сдавать бухотчётность в бумажном виде (пункт 4 статьи 2 444-ФЗ от 28 ноября 2018 года), то с 2021 года они должны отправлять её экземпляр только в электронном виде.

При этом представлять налоговую отчётность (расчёты) по ТКС через оператора электронного документооборота должны:

  • налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • крупнейшие организации (п.3 ст. 80 Налогового кодекса);
  • налогоплательщики, для которых применительно к конкретному налогу (страховым взносам) такая обязанность непосредственно прописана в НК РФ (пример – налоговая отчётность по НДС).

В остальных случаях, как разъясняет налоговая служба, сохраняется возможность представления налогоплательщиками налоговой отчётности на бумажном носителе (письмо ФНС России от 8 октября 2020 г. № ЕА-3-26/6827@).

Что нужно для сдачи бухгалтерской отчётности в электронном виде?

Чтобы сдать обязательный экземпляр бухотчётности в электронном виде, потребуется электронная подпись и подключение к сервису оператора ЭДО.

Компания Такском предоставляет малому и среднему бизнесу комплексное решение. Подключившись к сервису Онлайн-Спринтер, пользователь получает не только решение для отправки отчётности через интернет, но и электронную подпись в комплекте с возможностью её бесплатной замены.

Онлайн-Спринтер идеально подойдёт субъектам МСП для быстрой и комфортной сдачи бухгалтерской отчётности. Сервис представлен в формате веб-кабинета, для входа в который нужен лишь компьютер и доступ в интернет. Работать в Спринтере можно с любого ПК и из любой точки мира.

[attention type=green]

Интерфейс Спринтера максимально прост и интуитивно-понятен: все действия, в том числе создание отчётности, совершаются с главной страницы. Блоки на странице можно менять местами на усмотрение пользователя.

[/attention]

Все документы и данные хранятся в защищённом облачном архиве и всегда под рукой. Работа в сервисе быстрая даже с большим объёмом документов.

Шансы совершить ошибку при заполнении отчётов сведены к минимуму: есть система подсказок при заполнении форм, а также система проверки на ошибки перед отправкой отчёта в ФНС. А забыть об отчёте практически невозможно: встроенный персональный календарь бухгалтера напомнит о приближающихся сроках сдачи. Также пользователь будет получать уведомления о получении истребований и ответов от ФНС.

Стоимость минимального тарифа для ИП начинается от 1 900 руб. в год, для организаций – от 2 700 руб. в год. Безлимитная отчётность во все подразделения ФНС и ПФР включена в минимальные тарифы, а также лицензия КриптоПро CSP сроком действия на 1 год.

А если нужно больше направлений обмена с госорганами, электронный документооборот с контрагентами и сервис по проверке контрагентов – рекомендуем обратить внимание на расширенные тарифные планы (от 2 700 руб. – для ИП, от 4 800 руб. – для организаций).

Узнать о сервисе подробнее, выбрать тариф или получить консультацию, оставив заявку, можно по ссылке.

Сплошное наблюдение: новая отчетность для компаний и ИП в 2021 году

Микропредприятие критерии отнесения 2021 что сдавать в электронном виде в налоговую
В России проходит сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса, в рамках которого компании и ИП должны представить в Росстат новую отчетность. БУХ.1С рассказывает, что это за отчетность, как она оформляется и кто ее должен сдавать.

Что такое сплошное наблюдение и зачем оно нужно

Сплошное статистическое наблюдение — это регулярный сбор Росстатом сведений о деятельности малого и среднего бизнеса в стране. К указанным сведениям относится информация о производстве товаров, работ и услуг, уровне занятости, величине зарплат и финансовых результатах деятельности средних и малых предприятий.

Сплошное наблюдение проводится раз в 5 лет на всей территории РФ (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Особенностью такого наблюдения, в отличие от выборочного, является то, что оно проводится в отношении всех субъектов малого и среднего бизнеса.

[attention type=yellow]

Cбор первичных статистических данных по программе сплошного наблюдения осуществляется путем представления организациями и ИП статистических отчетов об основных показателях и результатах своей деятельности.

[/attention]

Цель сплошного наблюдения заключается в формировании объективной картины реального состояния малого и среднего бизнеса, для оказания комплексной дополнительной поддержки субъектам МПС и повышения эффективности функционирования российской экономики в целом.

https://www.youtube.com/watch?v=XFw96LSkoTM

По итогам сплошного наблюдения государство скорректирует в том числе положения национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и обеспечит возможность получения статистической информации в области МСП по муниципальным образованиям.

Срок сдачи отчетности в рамках сплошного наблюдения — 2020

В настоящее время сбор сведений о малом и среднем бизнесе осуществляется по итогам за 2020 год. 

Крайний срок представления сведений — 1 апреля 2021 года. 

Предварительные итоги сплошного наблюдения будут опубликованы в декабре 2021 года, а окончательные — в июне 2022 года.

Отчетность за 2020 год представляется по новым формам, утв. приказом Росстата от 17.08.2020 № 469.

Кто сдает отчетность в рамках сплошного наблюдения

Представлять отчеты в рамках сплошного наблюдения обязаны организации и ИП, являющиеся (приказ Росстата от 28.08. 2020 № 496):

  • средними предприятиями, чей доход не превышает 2 млрд рублей, а среднесписочная численность работников за предшествующий год составляет от 101 до 250 человек включительно;
  • малыми предприятиями с доходом не более 800 млн рублей и среднесписочной численностью работников до 100 человек включительно;
  • микропредприятиями с доходом не больше 120 млн рублей и численностью работников за предыдущий год до 15 человек.

Кроме того, обязанность по представлению в ходе сплошного наблюдения первичной статистической информации распространяется:

  • на потребительские кооперативы, внесенные в ЕГРЮЛ;
  • глав крестьянских (фермерских) хозяйств, прошедших государственную регистрацию в качестве ИП;
  • ИП, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД);
  • хозяйственные партнерства.

В свою очередь крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность без образования юрлица, главы которых не прошли регистрацию в качестве ИП, не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Они не подлежат сплошному наблюдению и не сдают отчетность.

Что касается временно неработающих организаций, у которых в течение 2020 года имели место производство и продажа товаров/выполнение работ и услуг, то они предоставляют форму на общих основаниях. То же самое касается и неработающих организаций, которые в 2020 году осуществляли инвестиционную деятельность.

Отчетность в Росстат для организаций

В рамках сплошного наблюдения организации малого и среднего бизнеса представляют в Росстат форму № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2020 год», утв. приказом Росстата от 17.08.2020 № 469 (приложение 1).

В форму включаются сведения в целом по организации. То есть по всем филиалам и структурным подразделениям независимо от их местонахождения. В том числе в форму включаются сведения по зарубежным филиалам организаций, работающим за пределами РФ.

В разделе 1 формы организация указывает количество месяцев в 2020 году, в течение которых она осуществляла свою деятельность. Причем сюда включаются даже те месяцы, в течение которых организация осуществляла свою деятельность хотя бы один полный рабочий день.

Также здесь указываются применяемые системы налогообложения и адрес места осуществления деятельности, где была наибольшая выручка от реализации товаров, работ и услуг за 2020 год. Если выручка во всех местах осуществления деятельности была одинаковой, то указывается адрес места осуществления деятельности, где была наибольшая численность работников.

Если деятельность осуществлялась без привязки к определенному адресу, то в отчетности указывается просто адрес регистрации организации.

В разделе 2 отчета указывается среднесписочная численность работников и начисленные работникам за 2020 год с учетом НДФЛ и других удержаний денежные выплаты. В общую численность работников включаются сотрудники, работавшие по трудовому договору хотя бы один день и более, а также работавшие собственники предприятий, получавшие зарплату.

Сотрудники, работавшие по гражданско-правовым договорам, самозанятые, а также сотрудники, находившиеся на протяжении всего 2020 года в отпусках, в отчетности не указываются.

Наряду со сведениями о сотрудниках и фонде оплаты труда в разделе 2 отчета необходимо указать выручку от реализации товаров, работ и услуг за 2020 год в целом по организации и по каждому виду фактически осуществляемой экономической деятельности.

В разделе 3 отчета организации раскрывают сведения об имеющихся у них основных средствах (с указанием их стоимости) и инвестициях в основной капитал по видам основных фондов.

Здесь раскрывается стоимость имеющейся недвижимости, оборудования, транспортных средств, а также затраты на строительство ОС, приобретение транспорта, производственного и хозяйственного инвентаря.

[attention type=red]

По основным средствам указывается как их полная учетная стоимость (первоначальная стоимость, с учетом ее изменения в результате переоценки, достройки и модернизации), так и остаточная балансовая стоимость. Остаточная стоимость определяется как разница полной стоимости и накопленного износа с начала эксплуатации.

[/attention]

В последней таблице отчета проставляется дата его составления, контактные данные организации (номер телефона и адрес электронной почты), а также указывается ФИО должностного лица, ответственного за представление первичных статистических данных, и ставится его подпись.

Если при заполнении формы были допущены какие-либо ошибки, то их разрешается исправить. Для этого потребуется зачеркнуть ошибочную запись и сверху написать уже исправленный показатель.

Отчетность в Росстат для ИП

В ходе сплошного наблюдения ИП представляют в Росстат отчет по форме № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2020 год». Эта форма приводится в приложении 2 к приказу Росстата от 17.08.2020 № 469. Крайний срок представления отчета тот же самый, что установлен для организаций, – 1 апреля 2021 года.

Сама отчетность, за рядом исключений, схожа с той, что представляют организации.

В разделе 1 отчета указывается количество месяцев в 2020 году, в течение которых осуществлялась предпринимательская деятельность, и адрес места осуществления такой деятельности. Если деятельность велась без привязки к определенному адресу, то указывается адрес регистрации в качестве ИП.

Также здесь указываются системы налогообложения, которые применялись ИП в 2020 году.

В средней численности сотрудников следует учесть не только наемных работников, но и всех помогающих ИП членов его семьи, включая самого ИП. Для этого следует сложить число лиц, работавших с ИП в каждом календарном месяце, включая временно отсутствующих, и разделить на 12.

В разделе 2 отчета ИП должны указать выручку от реализации товаров, работ и услуг в целом по всем видам деятельности, а также по каждому виду предпринимательской деятельности с учетом НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей. Причем здесь имеется в виду именно предпринимательская деятельность.

Доходы от иной деятельности в отчете не указываются.

Если оплата товаров, работ и услуг поступила не денежными средствами, то величина выручки определяется исходя из цены сделки. Если цена сделки не определена, то выручка определяется по стоимости полученных товаров, исчисляемой по их рыночным ценам.

ИП, применяющие НПД, определяют свою выручку исходя из суммы всех выданных за 2020 год чеков.

[attention type=green]

В разделе 3 указываются сведения об основных средствах (их стоимости), используемых для предпринимательской деятельности (полностью или частично) и принадлежащих ИП или членам его семьи.

[/attention]

ИП не указывают в отчете следующие объекты:

  • предметы, служащие 1 год и менее, независимо от их стоимости;
  • предметы стоимостью ниже 40 000 рублей независимо от срока службы;
  • животные, выращенные на убой, включая домашнюю птицу, многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала, деревья, выращиваемые с целью получения древесины;
  • растительные насаждения и животные, выращивание которых не завершено и они еще не готовы к продаже или реализации;
  • жилые здания и транспортные средства, которые не используются ИП в предпринимательской деятельности;
  • земельные участки.

Что касается транспорта, то в отчете указываются только грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны. Автомобили, конструкция которых не предназначена для перевозок грузов, и легковые автомобили, включая такси и служебные автомобили, указывать также не нужно.

В конце отчета ставится дата его составления, подпись ИП и приводятся его контактные данные – номер телефона и адрес электронной почты.

Штрафы за несдачу отчетности в Росстат

Если в рамках сплошного наблюдения организации и ИП до 1 апреля 2021 года не представят в Росстат указанную выше отчетность, их привлекут к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ.

Непредставление или несвоевременное представление первичных статистических данных грозит наложением штрафов в следующих размерах:

  • от 10 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц организаций, ответственных за представление сведений в Росстат, и ИП;
  • от 20 000 до 70 000 рублей — для организаций.

Такие же штрафы последуют для организаций и ИП за предоставление недостоверных первичных статистических данных в рамках сплошного наблюдения.

Причем повторное непредставление отчетности в Росстат повлечет наложение административных штрафов уже в увеличенных размерах:

  • от 30 000 до 50 000 рублей – для должностных лиц организаций, ответственных за представление сведений в Росстат, и ИП;
  • от 100 000 до 150 000 рублей – для организаций.
Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: